Редакция от 1 янв 2015

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности. С.С. Бычков

Общие требования

Единые требования к составлению Плана утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н. При этом требования, установленные данным приказом для подразделений, распространяются также на федеральные бюджетные и автономные учреждения, функции и полномочия учредителя которых (в случаях, предусмотренных законодательством) выполняет другое федеральное бюджетное или автономное учреждение (п. 2 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

План финансово-хозяйственной деятельности должны составлять:

Такой порядок следует из подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

План составляйте в порядке и по форме, установленным учредителем. Особенности составления и утверждения Плана для обособленных подразделений также определяет учредитель (если иное не установлено федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ). Об этом сказано в пунктах 2, 4, 16 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и пункте 2 письма Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 02-03-09/429. Например, для учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, порядок составления Плана и его форма утверждены приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1321.

План финансово-хозяйственной деятельности составьте на следующие периоды:

Кроме того, учредитель при установлении порядка составления Плана вправе предусмотреть дополнительную детализацию его показателей (в т. ч. по временному интервалу, в разрезе видов финансового обеспечения, предусмотренных Отчетом ф. 0503737).

Такой порядок установлен пунктом 3 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и разъяснен в письме Минфина России от 9 июля 2012 г. № 02-13-06/2599.

План составляйте в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой по форме, содержащей следующие части:заголовочную, содержательную и оформляющую (п. 4 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Заголовочная часть

В заголовочной части Плана укажите:

Об этом сказано в пункте 5 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Содержательная часть

Содержательная часть Плана включает в себя две части: текстовую (описательную) часть и табличную (п. 6 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Текстовая часть

В текстовой (описательной) части Плана укажите следующие данные.

1. Цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с:

2. Виды деятельности учреждения (подразделения), которые в соответствии с уставом (положением о подразделении) относятся к основным видам деятельности.

3. Перечень услуг (работ), которые в соответствии с уставом (положением о подразделении) относятся к основным видам деятельности и предоставляются на платной основе.

4. Общую балансовую стоимость недвижимого имущества на дату составления Плана. Данные укажите в разрезе стоимости имущества:

5. Общую балансовую стоимость движимого имущества на дату составления Плана (в т. ч. особо ценного движимого имущества).

6. Иную информацию, предоставляемую по решению учредителя.

Такой порядок приведен в пункте 7 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Табличная часть

В табличной части Плана укажите:

Показатели финансового состояния

Показатели финансового состояния отразите в Плане на последнюю отчетную дату, предшествующую дате его составления. При этом в табличной части обособленно укажите:

  • стоимость недвижимого имущества, а также особо ценного движимого имущества;
  • сумму дебиторской задолженности по доходам и по расходам;
  • сумму просроченной кредиторской задолженности.

Такие правила установлены пунктом 8 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Пример составления плана финансово-хозяйственной деятельности (фрагмент) – показатели финансового состояния государственного учреждения

Бюджетное учреждение «Альфа» в ноябре 2014 года составляет план финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год. Для заполнения табличной части Плана – показатели финансового состояния учреждения – «Альфа» формирует данные на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.

В «Альфе» по состоянию на 1 октября 2014 года числится:

1) нефинансовые активы, всего – 10 000 000 руб., в том числе:

  • недвижимое имущество – 7 000 000 руб. (остаточная стоимость – 5 000 000 руб.);
  • особо ценное движимое имущество – 2 000 000 руб. (остаточная стоимость – 1 500 000 руб.);

2) финансовые активы, всего – 50 000 000 руб., в том числе:

  • дебиторская задолженность по доходам – 10 000 руб.;
  • дебиторская задолженность по расходам – 60 000 руб.;

3) обязательства, всего – 70 000 руб., в том числе:

  • просроченная кредиторская задолженность – 1000 руб.

Экономист «Альфы» на основании приведенных данных заполнил табличную часть Плана – показатели финансового состояния учреждения.

Показатели по поступлениям и выплатам

Показатели Плана по поступлениям и выплатам составляйте на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (плановый период). Основанием для подготовки является представленная учредителем информация о планируемых объемах расходных обязательств:

  • субсидий на выполнение госзадания;
  • целевых субсидий;
  • субсидий на капвложения;
  • грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам конкурса;
  • публичных обязательств перед гражданами, полномочия по исполнению которых переданы учреждению (его подразделению).

После утверждения Закона (решения) о бюджете показатели Плана уточните.

Об этом сказано в пунктах 9, 17 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Показатели по поступлениям

Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

Кроме того, справочно укажите:

Данные о субсидиях, бюджетных инвестициях, а также о публичных обязательствах формируйте с учетом сумм по подразделениям на основании информации, представленной учредителем. Подразделения формируют указанные данные на основании информации, полученной от учреждения.

Данные о поступлениях от деятельности, приносящей доход, формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и планируемой стоимости их реализации.

Такой порядок установлен пунктом 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком «минус» (письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 02-06-10/225).

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, направленных на:

Учредитель вправе при установлении порядка формирования Плана предусмотреть детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ. А по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений порядок определения норматива затрат на выполнение госзадания и нормативных затрат на содержание имущества утверждает учредитель (п. 7 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671).

При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на другие выплаты, с обязательным уточнением Плана). Но все-таки, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, перед перераспределением средств, лучше согласовать это с учредителем.

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, письма Минфина от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030.

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, то нужно внимательно отнестись к тому, на что вы хотите их потратить. Так, Минфин России допускает возможность расходовать сэкономленные средства субсидий на выплаты сотрудникам – командировочные, премии и т. п. – или, например, на выплату единовременного пособия учащемуся-сироте за прошлые годы.

А вот оплачивать добровольное медицинское страхование (ДМС) сотрудников из экономии субсидий нельзя. Специалисты Минфина России считают, что ДМС можно оплатить только за счет средств от приносящей доход деятельности и только с разрешения учредителя.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030, от 17 октября 2014 г. № 02-05-10/52622, от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132, от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2701.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.

Плановые объемы выплат, связанные с оказанием платных услуг по основной деятельности, определяйте с учетом порядка определения платы, установленной учредителем. Стоит отметить, что учредитель вправе установить формирование плановых поступлений (выплат), в том числе в разрезе видов услуг, работ (п. 14–15 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Плановый объем выплат за счет средств целевых субсидий определите в соответствии с правовым актом, которым установлен порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета (п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Пример составления плана финансово-хозяйственной деятельности (фрагмент) – показатели по поступлениям и выбытиям государственного учреждения

Бюджетное учреждение «Альфа» в ноябре 2014 года составляет план финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год. Для заполнения табличной части Плана – показатели по поступлениям и выплатам учреждения – «Альфа» использует информацию, предоставленную учредителем о планируемых объемах субсидий, бюджетных инвестиций и т. д.

В «Альфе» на 2015 год запланированы следующие показатели:

1) остаток средств на 1 января 2015 года – 10 000 000 руб.;

2) поступления, всего – 15 600 000 руб., в том числе:

  • субсидии на выполнение государственного задания – 1 500 000 руб.;
  • целевые субсидии – 1 300 000 руб.;
  • поступления от оказания платных услуг по основной деятельности – 10 000 000 руб.;
  • поступления от иной приносящей доходы деятельности – 2 800 000 руб.;

3) выплаты, всего – 13 200 000 руб., в том числе:

  • на оплату труда и начисления на оплату труда – 7 000 000 руб.;
  • на услуги связи – 200 000 руб.;
  • на коммунальные услуги – 300 000 руб.;
  • на услуги по содержанию имущества – 1 200 000 руб.;
  • на прочие услуги – 500 000 руб.;
  • на приобретение основных средств – 3 000 000 руб.;
  • на приобретение материальных запасов – 500 000 руб.;
  • на прочие расходы – 500 000 руб.;

4) остаток средств на конец 2015 года – 12 400 000 руб.

Экономист «Альфы» на основании приведенных данных заполнил табличную часть Плана – показатели по поступлениям и выбытиям.

Оформляющая часть

Оформляющая часть Плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за содержание Плана, в частности:

Об этом сказано в пункте 18 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Утверждение Плана

При утверждении Плана следует учесть следующие особенности, установленные для бюджетных и автономных учреждений.

В учете бюджетных учреждений: 

Бюджетное учреждение сформированный План (План с учетом изменений) передает на утверждение учредителю. Учредитель, в свою очередь, вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения. Такой порядок установлен пунктом 22 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

В учете автономных учреждений: 

Автономное учреждение сформированный проект Плана передает на рассмотрение наблюдательному совету. По итогам рассмотрения наблюдательный совет выносит заключение, копия которого направляется учредителю учреждения. Далее (с учетом заключения наблюдательного совета) план финансово-хозяйственной деятельности утверждает руководитель учреждения. Такой порядок установлен пунктом 6 части 1, частью 3 статьи 11, частью 2 статьи 13 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пунктом 21 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

План подразделения (план с учетом изменения) утверждает руководитель бюджетного (автономного) учреждения. Причем утвердить план нужно в сроки, установленные учредителем. Об этом сказано в пункте 23 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и письме Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036.

Пример составления плана финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное учреждение «Альфа» оказывает услуги высшего профессионального образования. На основании информации, предоставленной учредителем, а также с учетом планируемых показателей деятельности на очередной финансовый год, экономический отдел «Альфы» составил план финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год. План передан на утверждение учредителю.

Сведения о целевых субсидиях

Если учреждение получает целевые субсидии и (или) субсидии на капвложения (далее – субсидии), то помимо Плана представьте учредителю Сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016). Сведения обо всех таких субсидиях представьте на одном бланке.

Сведения формируйте в следующем порядке (за исключением строк, которые содержат суммы разрешенных к использованию остатков целевых субсидий).

В графе 1 – наименование субсидии с указанием цели ее предоставления (согласно нормативно-правовому акту, который устанавливает порядок предоставления указанной субсидии).

В графе 2 – код субсидии текущего финансового года, присвоенный учредителем.

В графе 3 – код КОСГУ исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат.

В графе 4 – код объекта капстроительства (например, недвижимости), который включен в Федеральную адресную инвестиционную программу и на создание которого выделена субсидия на капвложения. При получении других целевых субсидий эту графу не заполняйте.

Графы 5, 6 не заполняйте.

В графах 7, 8 – суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые подтверждена потребность учреждения направить их на те же цели. Если код субсидии изменился, новый код укажите в графе 7. В графе 8 отразите разрешенные к использованию суммы.

В графе 9 – сумму планируемых на текущий финансовый год поступлений субсидий.

В графе 10 – сумму планируемых на текущий финансовый год выплат за счет средств субсидий с учетом разрешенного к использованию остатка субсидии прошлых лет. Данные показатели могут быть детализированы до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Пример заполнения Сведений об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016)

ГУ НИИ «Альфа» выделена целевая субсидия на выплату стипендии студентам. Экономист «Альфы» сформировал Сведения о субсидиях, которые утвердил учредитель.

Строки Сведений, содержащие суммы разрешенных к использованию остатков субсидий прошлых лет, на которые подтверждена потребность в направлении их на те же цели, заполните с учетом следующих особенностей.

В графе 1 укажите наименование субсидии (согласно нормативно-правовому акту, устанавливающему порядок предоставления указанной субсидии).

Графу 2 заполните, если в новом финансовом году код субсидии, присвоенный учредителем, остался прежним. Если код субсидии изменился, укажите новый код в графе 5.

В графе 6 укажите суммы разрешенного к использованию остатка в разрезе кодов субсидий по каждой субсидии.

Графы 3, 7, 8, 9, 10 не заполняйте.

Графическое изображение порядка оформления Сведений (ф. 0501016), а также примеры их заполнения приведены в приложениях к совместному письму от 5 марта 2013 г. Минфина России № 02-13-07/6650 и Казначейства России № 42-7.4-05/3.3-128. Данное письмо основано на положениях приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г. Однако приведенными в письме разъяснениями можно пользоваться и сейчас в части, не противоречащей действующему законодательству. Так, учитывайте, что в графе 4 теперь указывается код объекта капстроительства, и, соответственно, последующие графы 5–9 стали графами 6–10.

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии (субсидии на капвложения) в бюджет, в Сведениях сумма остатка не проставляется (письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 02-06-10/225).

В случае если учреждению (подразделению) предоставляется несколько субсидий (в т. ч. субсидий на капвложения), показатели Сведений формируйте по каждой субсидии без формирования группировочных итогов.

Сведения, сформированные учреждением, утверждает учредитель. При этом, если функции учредителя в отношении учреждения осуществляются несколькими органами власти (п. 3 ст. 9.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), Сведения должны быть утверждены тем же органом власти (учреждением), который утвердил перечень целевых субсидий (ф. 0501015).

Если у учреждения есть обособленные подразделения, то в Сведениях отразите операции по перечислению денег между головным учреждением и обособленными подразделениями (по статье КОСГУ 610 «Выбытие со счетов бюджетов»). Особенности формирования Сведений для обособленных подразделений приведены в пункте 1 письма Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 02-03-09/429. На основании Сведений, утвержденных учредителем, составьте отдельно:

  • Сведения о расходах за счет средств целевых субсидий самого учреждения;
  • Сведения о расходах за счет средств целевых субсидий по каждому обособленному подразделению.

Сведения о расходах обособленных подразделений утверждает руководитель учреждения.

Такой порядок следует из пунктов 13, 24 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, пунктов 9, 12 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н, и разъяснен в совместном письме от 5 марта 2013 г. Минфина России № 02-13-07/6650 и Казначейства России № 42-7.4-05/3.3-128, письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 02-13-09/266.

Федеральные бюджетные и автономные учреждения должны представить Сведения об операциях с целевыми субсидиями в Казначейство России (для санкционирования расходов). При этом учреждения, у которых есть обособленные подразделения, должны представить:

Об этом сказано в пункте 8 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н.

Сведения представляйте в следующем порядке:

Об этом сказано в пункте 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н, письме Казначейства России от 5 мая 2012 г. № 42-7.4-05/95-242.

Предоставленные учреждением сведения Казначейство России проверяет на соответствие перечню целевых субсидий, полученному от учредителя. Такой контроль установлен только в отношении целевых субсидий текущего года и не применяется к остаткам целевых субсидий прошлых лет. Об этом сказано в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н.

Перечень целевых субсидий (ф. 0501015) может быть утвержден:

Об этом сказано в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 02-13-09/266.

Порядок ведения лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ и муниципалитетов (в т. ч. правила предоставления Сведений об операциях с целевыми субсидиями) устанавливает соответствующий финансовый орган (п. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Изменение Плана и Сведений

При возникновении необходимости внести изменения в План и (или) Сведения нужно составить новые План и (или) Сведения. В частности, изменение в План нужно внести, если в результате выполнения госзадания у учреждения образовалась экономия средств, и оно перераспределяет указанные средства на другие выплаты (в зависимости от потребности учреждения).

Новые показатели не должны противоречить показателям в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменений.

Такие разъяснения приведены в пункте 19 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030, от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2703.

При изменении подведомственности учреждения План составьте в порядке, утвержденном новым учредителем (п. 20 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Отчетность об исполнении Плана

В течение года учреждение должно представлять отчетность об исполнении Плана. Подробнее об этом см. Как составить Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).