Редакция от 8 мая 2015

Как установить требование об обеспечении заявки или об исполнении контракта при проведении закупок. М.В. Чемерисов

Заказчик обязан в извещении и документации о закупке устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе, аукционе и запросе предложений.

Требования об обеспечении исполнения контракта заказчик обязан включать:

За исключением отдельных случаев делать это нужно всегда.

Об этом сказано в пунктах 7, 8 статьи 42, части 1 статьи 44, пункте 1 части 4 статьи 83, части 1 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Обеспечение заявки

В общем случае обеспечение заявки устанавливается в размере от 0,5 до 5 процентов начальной (максимальной) цены. Исключения из этого правила предусмотрены:

Такой порядок установлен частями 14–15 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Виды обеспечения заявки

Законодательство предусматривает два способа обеспечения заявки:

Обратите внимание, что участник может представить только один вид обеспечения.

Об этом сказано в частях 1, 3 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При проведении конкурса или закрытого аукциона участник закупки может сам выбрать способ обеспечения заявки (ч. 1 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

При проведении электронного аукциона обеспечение заявки может предоставляться только путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Внесение денег (залога)

Денежное обеспечение заявки участник закупки должен перечислить на счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок. Но если проводится электронный аукцион, участник перечисляет деньги на банковский счет оператора электронной площадки. На нем открывается отдельный лицевой счет для средств каждого участника, прошедшего аккредитацию. Об этом сказано в частях 5, 8, 9 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Далее остановимся поподробнее на порядке действий оператора электронной площадки при получении средств в обеспечение заявки.

В течение одного часа после получения заявки оператор электронной площадки проводит блокировку средств на лицевом счете участника. Если свободных средств недостаточно, то оператор блокировку не производит и в течение часа возвращает заявку. Об этом сказано в частях 16–19 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик обязан вернуть участнику средства обеспечения, а оператор электронной площадки разблокировать при наступлении следующих событий:

Сделать это заказчик должен в течение пяти рабочих дней, а оператор электронной площадки – в течение одного рабочего дня с даты наступления указанных выше событий.

Такой порядок приведен в частях 6, 20–24 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик не возвращает денежные средства обеспечения заявки, а оператор электронной площадки перечисляет их со своего счета заказчику, если:

Об этом сказано в частях 13, 27 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Предоставление банковской гарантии

Банковская гарантия, которую участник предоставляет заказчику, должна быть безотзывной и содержать:

Полный перечень сведений, которые должна содержать банковская гарантия, приведен в части 3 статьи 44, частях 2, 3 статьи 45 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При этом нужно отметить, что банк не имеет права включать в гарантию условие о том, что при обращении в банк за получением денежных средств по гарантии заказчик должен подтверждать неисполнение обязательств участником закупки судебным актом (ч. 4 ст. 45 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Также Правительство РФ установило дополнительные требования, которым должна соответствовать банковская гарантия.

1. В гарантии должны быть закреплены:

2. Гарантия не может содержать требования:

3. Все листы банковской гарантии должны быть обязательно пронумерованы, прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта. Но только если гарантия составлена в бумажной форме на нескольких листах.

Об этом сказано в Дополнительных требованиях, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005.

Внимание: гарантия должна быть выдана банком, который включен в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия гарантий в целях налогообложения (ч. 1 ст. 45 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, п. 3 ст. 74.1 НК РФ).

Актуальный перечень таких банков Минфин России размещает на своем официальном сайте www.minfin.ru: в рубрикаторе в разделе «Налоговые отношения» перейдите по ссылке «Налоговая и таможенная политика» и далее в открывшемся перечне разделов выберите «Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения».

Банковская гарантия, которую участник предоставил в качестве обеспечения, должна быть включена в реестр банковских гарантий.

Реестр банковских гарантий ведет и размещает на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Казначейство России в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005.Порядок подачи сведений для включения в реестр утвержден приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 126н.

Для подтверждения того, что сведения о банковской гарантии включены в реестр, участнику закупки нужно представить заказчику выписку из реестра, заверенную подписью уполномоченного лица банка и печатью. Такая выписка формируется автоматически на основании данных, которые были внесены в реестровую запись.

Об этом сказано в части 8 статьи 45 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 25 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 126н.

Имейте в виду, что нельзя устанавливать дополнительные требования к банковским гарантиям, кроме тех, что установлены Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Дополнительными требованиями будут признаны, например, наличие именно генеральной лицензии Банка России на ведение банковских операций или конкретный размер собственных средств (капитала) банка. Дополнительные требования нарушают права и законные интересы участников закупки и приводят к ограничению конкуренции. К такому выводу пришел суд в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 июня 2014 г. № А56-54795/2013.

В течение трех рабочих дней с даты получения банковской гарантии заказчик принимает решение о ее принятии либо об отказе. Если заказчик – госорган, который передал свои полномочия по закупкам другой организации, то решение будет принимать именно эта организация (ч. 6 ст. 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, п. 6.3 совместного письма от 17 декабря 2014 г. Минфина России № 02-02-05/65137 и Минстроя России № 26484-ЮР/08).

Основанием для отказа могут быть:

С 1 апреля 2015 года это распространяется также и на гарантии, которые выданы при проведении закупок закрытым способом и сведения о которых составляют гостайну. Но для таких гарантий есть закрытый реестр, который не размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Его также ведет Казначейство России по Правилам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005.

Об этом сказано в частях 5–6, 8.1–8.2 статьи 45, части 31 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если вы отказываетесь принимать банковскую гарантию, то в течение трех рабочих дней со дня ее получения подайте сведения об отказе в реестр банковских гарантий. Для этого заполните экранные формы веб-интерфейса на сайте www.zakupki.gov.ru, где нужно указать:

Одновременно с подачей сведений в реестр банковских гарантий поставщику нужно направить уведомление с указанием причины отказа. Данный документ в отсканированном виде должен быть приложен к сведениям, направленным в реестр банковских гарантий.

Такой порядок установлен частью 7 статьи 45 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пунктами 5–6, 10–11, 23 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 126н.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик в документации о закупке (извещении о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в закупке) обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта в размере от 5 до 30 процентов от его начальной (максимальной) цены. В некоторых случаях размер обеспечения может быть:

Если участник закупки предложит снижение начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов, то применяются антидемпинговые меры. В частности, размер обеспечения, установленный документацией о закупке, должен быть увеличен в полтора раза. Но при закупке до 15 млн руб. участник на свой выбор может предоставить либо увеличенное в полтора раза обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность как поставщика (подрядчика, исполнителя).

Такой порядок установлен статьей 37, частями 1, 6 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Требование об обеспечении исполнения контракта не применяется при:

Об этом сказано в части 8 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В некоторых случаях заказчик (уполномоченный орган) вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта. В частности, к таким случаям относятся:

1. Проведение закупки путем запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 руб.

2. Проведение закупки путем запроса предложений:

  • спортивного инвентаря и оборудования для сборных команд РФ;
  • заключение контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ;
  • закупка лекарственных средств, назначенных пациенту по решению врачебной комиссии;
  • приобретения изделий народных художественных промыслов;
  • приобретение услуг российских и иностранных специалистов, экспертов и адвокатов для защиты интересов России в случае подачи исков гражданами или организациями в международные суды и арбитражи.

3. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • на сумму до 100 тыс. руб.;
  • образовательными учреждениями и учреждениями культуры на сумму до 400 тыс. руб.;
  • услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т. д.;
  • товаров (работ, услуг), необходимых после аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта можно не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, Правительство РФ может определить дополнительные случаи, когда обеспечение контракта при закупках в 2015 году необязательно (ч. 2.1 ст. 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Например, заказчик вправе не устанавливать обеспечение, если в конкурсе (аукционе, запросе предложений) участниками закупки являются только малые предприятия и социально ориентированные некоммерческие организации. Или если участник закупки – бюджетное или автономное учреждение и предложенная им цена контракта снижена не более чем на 25 процентов. Ознакомиться со всеми случаями и условиями можно в постановлении Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 199.

Победитель закупки должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого заказчик может заключить контракт с победителем закупки (ч. 4, 5 ст. 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Если обеспечением выступает банковская гарантия, то заключайте контракт после ее получения от победителя закупки.

А если в качестве обеспечения выбран залог денежных средств, то заключить контракт с победителем можно только после их зачисления на счет заказчика. До этого момента заключать контракт нельзя, даже если участник подтвердит факт отправки денег (например, копией платежки). Такие разъяснения приведены в пунктах 12–13 приложения к письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889.

Возможность предоставления обеспечения третьим лицом вместо победителя законодательством не предусмотрена (письмо Минэкономразвития России от 19 сентября 2014 г. № Д28и-1893).

Виды обеспечения исполнения контракта

Для обеспечения исполнения контракта может быть использован только один из способов, которые прямо установлены законодательством, а именно:

Способ обеспечения исполнения контракта участник закупки, с которым заключается контракт, выбирает самостоятельно. При этом если участник сделал выбор в пользу банковской гарантии, то он должен представить только один гарантийный документ от одного банка. Представление нескольких банковских гарантий или гарантии в смешанном виде (частично – в виде денег, а частично – в виде банковской гарантии) неправомерно.

Об этом сказано в части 3 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 19 сентября 2014 г. № Д28и-1893.

Замена способа обеспечения

Если контрагент уже исполнил частично свои обязательства, он может пропорционально уменьшить размер обеспечения контракта и вместе с этим изменить способ обеспечения. Так, если изначально подрядчик вносил залог, то после выполнения части работ может изменить его на банковскую гарантию и наоборот.

Обратите внимание, изменить способ обеспечения можно только при уменьшении суммы обеспечения на размер выполненных обязательств (т. е. сделать это можно только в процессе исполнения контракта). В других случаях это не допускается. Например, нельзя изменить вид обеспечения до начала исполнения контракта.

Об этом сказано в части 7 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2864.

Процедура замены способа обеспечения законодательно не утверждена. Как вариант, контрагент может написать заказчику письмо следующего содержания: «В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ принято решение о замене способа обеспечения исполнения контракта. Направляем обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии. Просим вернуть обеспечение в виде внесенных денежных средств на наш счет».

Возврат обеспечения исполнения контракта

Если судебный акт или обстоятельства непреодолимой силы препятствуют заключению контракта в течение более 30 дней, конкурс может быть признан несостоявшимся. В этом случае заказчик должен вернуть победителю обеспечение исполнения контракта в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся (ч. 9 ст. 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если контракт с победителем заключен, вернуть обеспечение исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю) нужно в сроки, установленные в контракте (п. 27 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Причем специалисты Минэкономразвития России отметили, что деньги, предоставленные заказчику как обеспечение исполнения контракта, должны быть возвращены поставщику (подрядчику, исполнителю) после исполнения им основного обязательства по контракту. В то же время условиями контракта может быть предусмотрен возврат обеспечения по истечении гарантийных обязательств поставщика. Но это не обязательно, так как гарантийные обязательства по общему правилу не требуют дополнительного обеспечения со стороны поставщика. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2865.

В случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта заказчик вправе полностью или частично взыскать с него сумму обеспечения. При этом в 2015 году по контрактам, которые обеспечены банковской гарантией, заказчик вправе провести реструктуризацию задолженности банков по выплате сумм обеспечения (ч. 11 ст. 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Правила реструктуризации утверждены постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 405.

Ответственность

Участник, не предоставивший обеспечение в срок, установленный для заключения контракта, признается уклонившимся от заключения контракта. А информация о таких участниках включается в реестр недобросовестных поставщиков.

Об этом сказано в части 5 статьи 96, части 2 статьи 104 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: к заказчику, который установит не предусмотренные законодательством требования к размеру и способам обеспечения заявки или исполнения контракта, может применяться административное наказание.

За такое правонарушение ФАС России может оштрафовать должностное лицо учреждения-заказчика в размере 1 процента от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 и не более 30 000 руб. Такой порядок установлен частью 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Бухучет

Обеспечение заявки

Ситуация: как участнику отразить в бухучете перечисление заказчику денежного обеспечения заявки на участие в закупке и его возврат

При проведении конкурса и аукциона заказчик обязан потребовать обеспечения заявки на участие. Одним из способов обеспечения является внесение денег – залога. Денежное обеспечение заявки участник должен перечислить на счет:

Такой вывод следует из положений пункта 7 статьи 42, частей 1, 2, 5, 8 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В бухучете перечисление и возврат обеспечения отражайте на счете 0.210.05.000 «Расчеты с прочими дебиторами» (п. 235 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Внимание: проводки в ситуации приведены с учетом планируемых изменений для предварительного ознакомления.
В учете казенных учреждений: 

Перечисление денег в качестве обеспечения заявки на участие в закупке отразите по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы» и по элементу вида расходов 853 «Уплата иных платежей». Это следует из раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, а в части КОСГУ – из положений пункта 2 раздела V письма от 27 июня 2014 г. № 02-05-10/31346.

В учете сделайте проводку:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Перечислены деньги заказчику в качестве обеспечения заявки КДБ.1.210.05.560КРБ.1.304.05.290

Возврат средств обеспечения от заказчика или оператора ЭП (в установленных случаях) отразите в учете как восстановление кассовых расходов:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Отражено поступление средств обеспечения, возвращенных заказчиком (оператором ЭП)КРБ.1.304.05.290КДБ.1.210.05.660

Такой порядок следует из пункта 111 Инструкции № 162н, пункта 235 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункта 2.5.4 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н.

В учете бюджетных учреждений: 

Перечисление денег в качестве обеспечения заявки на участие в закупке отразите по статье КОСГУ 610 «Выбытие со счетов бюджетов». Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 27 апреля 2015 г. № 02-07-07/24261. Применение данной статьи связано с тем, что деньги, которые учреждение перечисляет в обеспечение заявки, не являются расходами учреждения, но приводят к уменьшению остатка на лицевом счете.

В учете сделайте проводки:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Перечислены деньги заказчику (оператору ЭП) в качестве обеспечения заявки 0.210.05.5600.201.11.610
Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 610)

Возврат средств обеспечения от заказчика или оператора ЭП (в установленных случаях) отразите по статье КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов» (письмо Минфина России от 27 апреля 2015 г. № 02-07-07/24261). В бухучете сделайте проводки:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Отражено поступление средств обеспечения, возвращенных заказчиком (оператором ЭП)0.201.11.510 0.210.05.660
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 510)

Такой порядок следует из пунктов 72, 98 Инструкции № 174н, пункта 235 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В учете автономных учреждений: 

Перечисление денег в качестве обеспечения заявки на участие в закупке отразите по статье КОСГУ 610 «Выбытие со счетов бюджетов». Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 27 апреля 2015 г. № 02-07-07/24261. Применение данной статьи связано с тем, что деньги, которые учреждение перечисляет в обеспечение заявки, не являются расходами учреждения, но приводят к уменьшению остатка на лицевом счете.

В учете сделайте проводки:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Перечислены деньги заказчику в качестве обеспечения заявки 0.210.05.0000.201.11.000<1>
Увеличение забалансового счета 18 (по коду выбытий 610)
<1> Счет 0.201.21.000 применяйте, если учреждение обслуживается в банке.

Возврат средств обеспечения от заказчика (в установленных случаях) отразите по статье КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов» (письмо Минфина России от 27 апреля 2015 г. № 02-07-07/24261). В бухучете сделайте проводки:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Отражено поступление средств обеспечения, возвращенных заказчиком 0.201.11.000<2> 0.210.05.000
Увеличение забалансового счета 17 (по коду поступлений 510)
<2> Счет 0.201.21.000 применяйте, если учреждение обслуживается в банке.

В 24–26 разрядах номера счета укажите код выбытий (расходов, затрат), соответствующий структуре данных, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности.

Такой порядок следует из пунктов 3, 72, 101 Инструкции № 183н, пункта 235 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Ситуация: как заказчику отразить в бухучете поступление и возврат денежного обеспечения заявки на участие в закупке

При проведении конкурса и аукциона заказчик обязан потребовать обеспечения заявки на участие. Одним из способов обеспечения является внесение денег (залога). Денежное обеспечение заявки участник должен перечислить на счет:

Такой вывод следует из положений пункта 7 статьи 42, частей 1, 2, 5, 8 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Порядок учета средств обеспечения заявки в учете заказчика зависит от того, куда они зачисляются – на счет учреждения-заказчика или оператора электронной площадки.

Внимание: проводки в ситуации приведены с учетом планируемых изменений для предварительного ознакомления.

1. Обеспечение поступает на счет заказчика

Деньги, поступившие для обеспечения заявки на участие, отражайте на счете 0.304.01.000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» по коду вида финансового обеспечения (КФО) 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21, 267 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Учитывать деньги на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не нужно (письмо Минфина России от 27 июня 2014 г. № 02-07-07/31342).

Последующий учет и распоряжение данными средствами зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений: 

Если учреждение обслуживается в органе Казначейства России, средства, которые поступили в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, зачисляются на лицевой счет с признаком 05 «Лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств» (подп. «д» п. 4, п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н).

Если учреждение обслуживается в финансовом органе субъекта РФ или муниципального образования, порядок открытия и ведения лицевых счетов (в т. ч. порядок отражения операций по зачислению средств, поступивших в качестве обеспечения заявки на участие в закупке) устанавливает соответствующий финансовый орган (ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ).

В бухучете поступление средств от участника закупки отразите проводкой:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Поступили средства во временное распоряжение учрежденияКИФ.3.201.11.510гКБК.3.304.01.730

В дальнейшем поступившие средства подлежат возврату участникам закупки либо (в случае уклонения участника от заключения контракта, непредоставления обеспечения контракта и т. д.) перечисляются в доход бюджета (ч. 13 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Возврат участнику открытого конкурса поступивших средств отразите проводкой:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Возвращены владельцу средства, поступившие во временное распоряжениегКБК.3.304.01.830КИФ.3.201.11.610

Такой порядок установлен пунктом 106 Инструкции № 162н.

При перечислении средств в доход соответствующего бюджета в платежном документе укажите код классификации доходов бюджета 000 1 16 33000 00 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд Российской Федерации» (письма Минфина России от 1 сентября 2014 г. № 02-02-06/43706, от 11 августа 2014 г. № 02-02-04/39775).
На месте 1–3-го разрядов кода доходов укажите код главного администратора, на месте 14–17-го разрядов – код подвида доходов.

Порядок отражения в учете операций по перечислению в доход бюджета данных средств зависит от того, переданы учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет.

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
За учреждением не закреплены отдельные полномочия администратора доходов бюджета:
1.Перечислены денежные средства в доход бюджета гКБК.3.304.01.830КИФ.3.201.11.610
За учреждением закреплены отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:
1.Перечислены денежные средства в доход бюджета гКБК.3.304.01.830КИФ.3.201.11.610
2.Начислен доход от поступления в бюджет средств, полученных в качестве обеспечения заявки КДБ.1.209.40.560КДБ.1.401.10.140
3.Отражены расчеты с администратором доходов бюджета, за которым закреплены отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений (на основании извещения по ф. № 0504805)КДБ.1.304.04.140КДБ.1.209.40.660
Учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета:
1.Перечислены денежные средства в доход бюджетагКБК.3.304.01.830КИФ.3.201.11.610
2.Начислен доход от поступления в бюджет средств, полученных в качестве обеспечения заявки КДБ.1.209.40.560КДБ.1.401.10.140
3.Зачислены средства в доход бюджетаКДБ.1.210.02.140КДБ.1.209.40.660

Такой порядок следует из пунктов 2, 91, 109 Инструкции № 162н, пункта 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункта 2.9 проекта приказа Минфина России от 25 сентября 2014 г. и частных разъяснений специалистов профильных ведомств.

В учете бюджетных учреждений: 

Если учреждение обслуживается в органе Казначейства России, средства, которые поступили в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, зачисляются на лицевой счет с признаком 20 «Лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций)» (подп. «а» п. 5, п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н). Отдельный лицевой счет для учета средств, которые поступают во временное распоряжение, не предусмотрен.

Если учреждение обслуживается в финансовом органе субъекта РФ или муниципального образования, порядок открытия и ведения лицевых счетов (в т. ч. порядок отражения операций по зачислению средств, поступивших в качестве обеспечения заявки на участие в закупке) устанавливает соответствующий финансовый орган (п. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Деньги, которые поступают в обеспечение заявки, не являются доходами учреждения, но приводят к увеличению остатка на лицевом счете. Поэтому на счет они зачисляются по статье КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов». Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 16 марта 2015 г. № 02-05-10/14013, от 8 октября 2014 г. № 02-07-07/50609.

В бухучете поступление денег в обеспечение заявки на лицевой счет отразите проводкой:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Поступили деньги на лицевой счет учреждения3.201.11.5103.304.01.730

В дальнейшем эти средства возвращаются участникам закупки либо (в случае уклонения участника от заключения контракта, непредоставления обеспечения контракта и т. д.) остаются в распоряжении учреждения (ч. 13 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Возврат участнику поступивших средств производится с лицевого счета учреждения по статье КОСГУ 610 (письма Минфина России от 16 марта 2015 г. № 02-05-10/14013, от 8 октября 2014 г. № 02-07-07/50609). В бухучете сделайте проводку:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Возвращены владельцу средства, поступившие во временное распоряжение 3.304.01.8303.201.11.610

Такой порядок приведен в пунктах 135 и 136 Инструкции № 174н.

Если сумма обеспечения остается в распоряжении учреждения, отразите полученный доход по статье КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Для этого представьте в органы Казначейства России уведомление (ф. 0531852) для уточнения кассовых операций в части отражения кодов КОСГУ на лицевом счете (т. е. для переброски средств со статьи 510 на статью 140).

Доход от санкций отразите на счете 0.209.40.000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (п. 220, 221 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Нужно отметить, что в проекте изменений к Инструкции № 174н дана следующая проводка по начислению доходов по суммам денежного залога: Дебет 2.209.31.560 Кредит 2.401.10.140. Но так как обеспечение отражается по статье КОСГУ 140, то правильнее проводку делать через счет 0.209.40.000.

В учете на основании документов, подтверждающих, что обеспечение остается у учреждения, уведомления и справки (ф. 0504833) сделайте проводки:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Списана с балансового учета задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение3.304.01.8303.201.11.610
2.Отражены суммы денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения 2.201.11.510 2.209.40.660
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 140)
3.Начислен доход в сумме остающегося в распоряжении учреждения обеспечения2.209.40.5602.401.10.140

Такой порядок следует из пункта 72 Инструкции № 174н, пункта 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

2. Обеспечение поступает на счет оператора электронной площадки

Если обеспечение поступает на счет оператора электронной площадки, отражать в учете эти операции не нужно. Ведь в этом случае у учреждения не возникает ни обязательств, ни доходов, а также не происходит движения средств на его счете.

Однако ситуация меняется, если участник закупки нарушает правила. В этом случае оператор площадки перечислит заблокированные средства участника на счет учреждения. Ведь взимание средств является санкцией по отношению к участнику за нарушение требований, установленных законодательством о контрактной системе.

И тогда казенное учреждение должно перечислить средства в доход бюджета, а бюджетные учреждения получают эти деньги в свое распоряжение как доход по статье КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия».

Такой вывод следует из положений подпункта 6 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ, частей 13, 27 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и подтвержден Минфином России в письмах от 1 сентября 2014 г. № 02-02-06/43706, от 11 августа 2014 г. № 02-02-04/39775.

В учете бюджетных учреждений: 

Нужно отметить, что бюджетное учреждение при получении от оператора ЭП обеспечения заявки может сразу отразить его в учете по КФО 2 – «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» (без отражения на КФО 3 «Средства во временном распоряжении»). В учете сделайте проводки:

Содержание операцииДебет счетаКредит счета
1.Отражены суммы денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения 2.201.11.510 2.209.40.660<3>
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 140)
2.Начислен доход в сумме остающегося в распоряжении учреждения обеспечения2.209.40.560<3>2.401.10.140
<3> В проекте изменений к Инструкции № 174н дана следующая проводка по начислению доходов по суммам денежного залога: Дебет 2.209.31.560 Кредит 2.401.10.140. Но так как обеспечение отражается по статье КОСГУ 140, то правильнее проводку делать через счет 0.209.40.000.

Такой порядок следует из пункта 72 Инструкции № 174н, пункта 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Обеспечение исполнения контракта

В бухучете обеспечение исполнения контракта отражайте аналогично обеспечению заявки:

О том, как заказчику отразить в учете использование предоставленного обеспечения, если поставщиком были нарушены обязательства по возврату аванса, см. приложение к совместному письму от 25 декабря 2014 г. Минфина России № 02-02-04/67438 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-805.

Банковская гарантия

Независимо от типа учреждения банковскую гарантию, поступившую в качестве обеспечения заявки (исполнения контракта), учитывайте на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» в следующем порядке.

В день поступления банковской гарантии отразите увеличение по забалансовому счету 10 в сумме обязательства, в обеспечении которого получено имущество (а именно в сумме обеспечения заявки или обеспечения контракта).

Банковская гарантия учитывается на забалансовом счете 10 в сумме обеспечения заявки.

В день прекращения обязательств (например, исполнение контракта или если поставщик нарушит обязательства) – уменьшение по забалансовому счету 10.

Об этом сказано в пункте 351 Инструкции к Единому плану счетов и разъяснено в письме Минфина России от 27 июня 2014 г. № 02-07-07/31342.

Налоги

Налог на прибыль

Деньги, полученные от поставщика в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта, не являются собственностью заказчика. Поэтому дохода у него не возникает, а значит, нет и объекта обложения налогом на прибыль. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Если же участник закупки (поставщик) нарушил свои обязательства, то заказчик оставляет сумму обеспечения себе. Тогда эти средства надо включить в состав внереализационных доходов при расчете налога.

НДС

Средства, полученные в обеспечение заявки или контракта, не являются объектом обложения НДС, ведь они получены не за реализацию товаров (работ, услуг). Поэтому платить налог с полученной суммы не нужно.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (ст. 346.26 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы доходы в виде полученного обеспечения заявки или контракта не влияют.

Автономное учреждение на УСН

Деньги, полученные от поставщика в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта, не являются доходом заказчика. Поэтому платить единый налог с этих средств автономное учреждение не должно. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 251, статье 346.15 Налогового кодекса РФ.

Если же участник закупки (поставщик) нарушил свои обязательства, то заказчик оставляет сумму обеспечения себе. Тогда эти средства надо включить в состав внереализационных доходов при расчете единого налога.