Редакция от 1 янв 2015

Как провести запрос предложений. М.В. Чемерисов

Запрос предложений – это один из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Победителем в нем становится тот, кто сможет предложить окончательные условия контракта, которые наилучшим образом удовлетворяют потребностям заказчика в товаре, работе или услуге.

Случаи проведения

Заказчик имеет право проводить запрос предложений в случаях:

Данный перечень приведен в части 2 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Порядок проведения запроса предложений

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений проходит следующие стадии:

Подготовка к проведению

Решение о проведении запроса предложений принимает заказчик, а при централизации закупок – уполномоченный орган, уполномоченное учреждение (ч. 5 ст. 24, ст. 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Перед проведением запроса предложений заказчик создает комиссию по проведению закупок. При этом заказчик вправе создать как специализированную комиссию, так и единую, уполномоченную определять поставщика любыми способами (ст. 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Извещение о проведении запроса предложений и информацию о требующихся товарах, работах или услугах опубликуйте на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Внимание: если из-за технических сбоев на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) невозможно опубликовать информацию о проведении закупки, сделать это нужно незамедлительно после восстановления работоспособности сайта.

При этом о возникших трудностях с работой на официальном сайте пользователю следует сообщить в службу техподдержки. Контакты приведены в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2855, а также на официальном сайте в разделе «Техническая поддержка» (www.zakupki.gov.ru/support).

Извещение о запросе предложений

Извещение о запросе предложений разместите на официальном сайте не позднее чем за пять дней до даты оценки предложений участников (ч. 3 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-Ф3).

О том, как составить извещение (в т. ч. по форме на сайте www.zakupki.gov.ru), см. Как составить извещение о проведении запроса предложений.

Наряду с размещением извещения заказчик, уполномоченный орган или уполномоченное учреждение вправе направить приглашения на участие в запросе предложений лицам, которые в течение предыдущих 18 месяцев уже были поставщиками тех же товаров (работ, услуг). Об этом сказано в части 3 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В дополнение к официальному сайту заказчик (уполномоченный орган) может опубликовать извещение о запросе предложений в любых средствах массовой информации (включая электронные). Запрета на это Закон о контрактной системе не содержит.

Если запрос предложений проводите для закупки товаров (работ, услуг), которые являются предметом ранее расторгнутого в одностороннем порядке контракта, то учтите такой момент. В этом случае объем поставок и цена нового контракта должны быть уменьшены с учетом частично исполненных обязательств по расторгнутому контракту (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Да, и еще, в этой ситуации заказчик обязан пригласить к участию в запросе предложений только тех участников закупок, которые уже подавали заявки на право заключения расторгнутого контракта и чьи заявки не были отклонены в связи с несоответствием требованиям законодательства (ч. 3 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Приглашение поставщику, с которым контракт был расторгнут, можно не направлять. Для этого в документации о закупке установите требование об отсутствии участников в реестре недобросовестных поставщиков. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2863.

Документация о запросе предложений

Кроме извещения заказчик должен разместить на официальном сайте документацию о проведении запроса предложений.

Документация, прилагаемая к извещению, должна содержать:

Все необходимые требования к объекту закупки оформите отдельным приложением к документации – техническим заданием. О том, как правильно его составить, см. Как сформировать техническое задание.

Для критериев оценки также рекомендуется составить отдельное приложение. Оно будет включать в себя перечень стоимостных и нестоимостных критериев, а также параметры их значимости.

Особое внимание стоит уделить описанию нестоимостных критериев. Поэтому, чтобы выявить лучшее условие исполнения контракта, при составлении приложения, в частности, рекомендуется указать:

Такие разъяснения приведены в совместном письме от 11 декабря 2014 г. Минэкономразвития России № 31047-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/50997/14.

Полный перечень сведений, которые нужно включить в документацию о проведении запроса предложений, приведен в части 6 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Следует отметить, что в документации запрещается устанавливать требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 6 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). За это нарушение заказчик может быть привлечен к административной ответственности.

Внимание: если Правительством РФ в отношении какой-либо конкретной закупки установлены дополнительные условия исполнения контракта, в документации о закупке также укажите информацию о таких условиях (ч. 17 ст. 34, ст. 111 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Одновременно с публикацией документации о закупке на официальном сайте нужно разместить проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) (ч. 7 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Заявка на участие

Заявка на участие в запросе предложений может быть подана в письменной форме или в виде электронного документа. Конверт с заявкой должен быть запечатан, а доступ к электронному документу закрыт до срока, указанного в извещении (ч. 8 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом заявка на участие в форме электронного документа должна обязательно содержать усиленную электронную подпись. Об этом сказано в части 1 статьи 5 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: законодательство предусматривает подачу заявок в форме электронного документа только через ЕИС. Соответственно, до ввода ЕИС в эксплуатацию такой способ подачи заявок не может применяться (ч. 1 ст. 5 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Любой претендент на заключение контракта вправе подать только одну заявку на участие в запросе предложений. Она должна содержать информацию об участнике и соответствовать требованиям, которые определены извещением и документацией о закупке. Срок и порядок подачи заявок должны быть установлены в извещении о закупке. При составлении извещения имейте ввиду что прием заявок должен быть прекращен в момент вскрытия конвертов с заявками участников и открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде.

Если до момента вскрытия конвертов подана только одна заявка или заявок нет вовсе, то запрос предложений признается несостоявшимся.

Об этом сказано в частях 7.1, 8, 10 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если запрос предложений признан несостоявшимся в связи с тем, что подана только одна заявка, и при этом такая заявка соответствует требованиям, установленным заказчиком и законодательством, заказчик вправе провести закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В этом случае цена контракта не может превышать начальную (максимальную) цену, которая указана в документации, прилагаемой к извещению о проведении запроса предложений. Об этом сказано в части 18 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Рассмотрение и оценка заявок

В месте и во время, указанные в извещении, заказчик обязан предоставить всем участникам запроса предложений или их представителям возможность присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (или при открытии доступа к электронным заявкам).

Кроме того, в ходе процедуры вскрытия конвертов и открытия доступа заказчик также обязан обеспечить ведение аудиозаписи.

Об этом сказано в частях 9, 20 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Члены комиссии по проведению запроса предложений вскрывают конверты с заявками и открывают доступ к заявкам, поступившим в электронной форме. Комиссия устанавливает соответствие заявок требованиям извещения о проведении закупки. Если участник или его заявка не соответствуют этим требованиям, комиссия отказывает претенденту в участии в закупке. Если участник подал две или более заявки, то они не рассматриваются и возвращаются отправителю. Основания, по которым претендент был отстранен от участия в закупке, комиссия фиксирует в протоколе проведения запроса предложений. Такой порядок установлен частью 10 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Порядок рассмотрения заказчиком заявок на участие в запросе предложений в разных ситуациях приведен в таблице.

Одновременно комиссия оценивает заявки по критериям документации о закупке. Результаты оценки комиссия оформляет в виде таблицы и прикладывает к протоколу проведения запроса предложений. Далее оглашаются условия лучшей заявки без упоминания участника, который ее представил. После чего претендентам предлагается направить окончательные предложения не позднее следующего рабочего дня. Если все участники отказались их представить, то запрос предложений считается завершенным. Отказ участников фиксируется в протоколе проведения запроса предложений. В этом случае окончательными предложениями признаются первоначально поданные заявки участников. Об этом сказано в частях 11–12, 14 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В день вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений нужно разместить на официальном сайте выписку из протокола. Выписка должна содержать:

Такой порядок установлен частью 13 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Рассмотрение окончательных предложений

После того как по итогам оценки заявок комиссия огласит лучшие условия контракта, она предлагает участникам направить окончательные предложения.

Вскрытие конвертов или открытие доступа к электронным документам с окончательными предложениями комиссия проводит на следующий рабочий день после оценки условий первых заявок. Данная процедура осуществляется в порядке, аналогичном рассмотрению заявок, и фиксируется в итоговом протоколе. Об этом сказано в части 15 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Победившим окончательным предложением признается то, которое по установленным критериям наиболее соответствует требованиям заказчика. При получении нескольких окончательных предложений с одинаковыми условиями победившим признается то, которое поступило раньше (ч. 16 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Результаты оценки окончательных предложений комиссия оформляет в итоговом протоколе. В нем должны быть указаны:

Итоговый протокол нужно разместить на официальном сайте в день его подписания. Одновременно публикуется и протокол проведения запроса предложений.

Такой порядок следует из части 16 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Контракт

По итогам проведения запроса предложений с победителем заключается контракт. Контракт должен быть заключен не ранее 7 и не позднее 20 дней с даты подписания и опубликования итогового протокола. Контракт заключается только после внесения победителем обеспечения исполнения контракта. Если победитель запроса предложений уклоняется от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, которому присвоен второй номер (ч. 17 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).