Редакция от 1 янв 2015

Как провести аукцион в электронной форме. М.В. Чемерисов

Определить поставщика (подрядчика, исполнителя) можно с помощью электронного аукциона. Победителем признается тот, кто в ходе торгов предложит самую низкую цену контракта (ч. 10 ст. 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Электронные площадки

Электронный аукцион проходит на специальном сайте – электронной площадке. Обеспечивает его проведение владелец той электронной площадки, на которой проходит аукцион. Владельцы таких сайтов называются операторами электронных площадок. Порядок и условия отбора операторов определяет Правительство РФ. Об этом сказано в части 4 статьи 59 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В настоящее время данный порядок Правительством РФ не установлен.

Перечень электронных площадок для проведения электронных аукционов приведен на официальном сайте госзакупок. Посмотреть их можно на главной странице сайта в самом низу или в разделе «Информация по закупкам» во вкладке «Электронные площадки». В настоящее время это следующие электронные площадки:

Этот же перечень электронных площадок был определен ранее в протоколе Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 19 января 2010 г. № 95.

Порядок проведения электронных аукционов на этих площадках должен соответствовать правилам, установленным Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ч. 10 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Условия проведения

Аукцион в электронной форме обязателен, если предмет закупки включен в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р, либо в дополнительные перечни, принятые на региональном уровне. Правительство РФ или высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ включает товары (работы, услуги) в эти перечни при одновременном соблюдении следующих условий:

Но даже если товары (работы, услуги) не включены в перечни, вы все равно можете купить их через электронный аукцион. Если же товары (работы, услуги) в этих перечнях поименованы, то для закупки вы не имеете права проводить конкурс. Но в то же время можете купить их путем запроса котировок, запроса предложений или у единственного поставщика (при условии соблюдения ограничений, установленных Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Такой порядок установлен частями 2, 3 статьи 59, частью 2 статьи 48 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик может провести аукцион в электронной форме на любую сумму контракта. Никаких ограничений на этот счет законодательство не содержит.

Внимание: за неправильный выбор способа определения поставщика товаров (работ, услуг), включенных в перечни, утвержденные Правительством РФ или субъектами РФ (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ), ФАС России может привлечь должностных лиц заказчика (например, руководителя) к административной ответственности и оштрафовать на сумму 50 000 руб.

Порядок проведения аукциона

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) с помощью аукциона в электронной форме проходит в следующем порядке:

Подготовка к проведению

Решение о проведении аукциона принимает заказчик, а при централизации закупок – уполномоченный орган или уполномоченное учреждение (ч. 5 ст. 24, ст. 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Перед проведением аукциона в электронной форме создайте комиссию по проведению закупок. При этом заказчик вправе создать как специализированную аукционную комиссию, так и единую комиссию, уполномоченную определять поставщика любыми способами (ст. 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Для проведения аукциона вы должны быть зарегистрированы как на электронной площадке, так и на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (этот сайт применяется до создания единой информационной системы).

Извещение об электронном аукционе

Для того чтобы известить потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) о проведении аукциона, разместите на официальном сайте извещение об этом:

Такие требования установлены частями 2 и 3 статьи 63 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: если по причине технического сбоя на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) невозможно опубликовать информацию о проведении закупки, сделать это нужно незамедлительно после восстановления работоспособности сайта.

При этом о возникших трудностях с работой на официальном сайте пользователю следует сообщить в службу техподдержки. Контакты приведены в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2855, а также на официальном сайте в разделе «Техническая поддержка» (www.zakupki.gov.ru/support).

А при сбоях в работе сайта электронной площадки надо обратиться в службу техподдержки этой электронной площадки.

В дополнение к официальному сайту заказчик или орган, уполномоченный на проведение централизованной закупки, могут опубликовать извещение об аукционе в любых средствах массовой информации (включая электронные). Но подобная публикация не отменяет размещение на официальном сайте (ч. 4 ст. 63 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В извещении о проведении электронного аукциона должны быть указаны:

Полный перечень данных, которые обязательно должны быть в публикуемом извещении, содержится в статье 42 и части 5 статьи 63 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Изменение извещения об аукционе

Заказчик вправе внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до окончания срока подачи заявок на участие в нем. Но сведения об объекте закупки изменить нельзя.

При этом срок подачи заявок на участие должен быть продлен так, чтобы со дня размещения изменений до даты прекращения подачи заявок оставалось:

Такой порядок предусмотрен в части 6 статьи 63 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Документация об аукционе

Одновременно с публикацией извещения об аукционе разместите на официальном сайте всю необходимую документацию. Например, проект контракта является частью такой документации (ч. 4 ст. 64, ч. 1 ст. 65 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). К размещенной документации предоставляется свободный и бесплатный доступ (ч. 2 ст. 65 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В документации должна быть раскрыта вся информация относительно закупки, в частности:

Все необходимые требования к объекту закупки оформите отдельным приложением к аукционной документации – техническим заданием. О том, как правильно его составить, см. Как сформировать техническое задание.

Требование об обеспечении заявки на участие в аукционе распространяется на всех участников закупки. Заказчик обязан включать его в документацию, прилагаемую к извещению. Подробнее об этом см. Как установить требование об обеспечении заявки или об исполнении контракта при проведении закупок.

Полный перечень сведений, которые должны содержаться в документации об аукционе, установлен частями 1, 3 статьи 64 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Если учреждению нужно заключить контракт на энергосервис, дополнительно отразите сведения, указанные в частях 3 и 5 статьи 108 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: правительство РФ вправе определить особый порядок любой закупки товаров, работ или услуг (ч. 1 ст. 111 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В частности, в отношении конкретной закупки Правительство РФ может установить необходимость включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта (ч. 17 ст. 34, ч. 2 ст. 111 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Существует ряд условий, которые организатор аукциона не вправе включать в документацию. Например, это требование к деловой репутации участников, их производственным мощностям, технологическому оборудованию и т. д. Об этом говорится в части 3 статьи 33 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Кроме того, документация об аукционе не должна содержать условия, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также требования к форме и порядку заполнения заявки на участие в электронном аукционе. Такой порядок установлен пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 64 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Изменение документации об аукционе

Заказчик вправе внести изменения в документацию об электронном аукционе не позднее чем за два дня до окончания срока подачи заявок на участие в нем.

При этом срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения изменений до даты прекращения подачи заявок оставалось:

Не допускается изменять сведения об объекте закупки и увеличивать сумму обеспечения заявки на участие.

Такой порядок предусмотрен в части 6 статьи 65 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Отмена аукциона

Заказчик может отменить электронный аукцион. Причем сделать это можно как до публикации извещения, так и после. Подробнее о том, как это сделать, см. здесь.

Начальная (максимальная) цена контракта

Ситуация: как для целей проведения закупки товаров (работ, услуг) определить начальную (максимальную) цену контракта

Для определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) законодательство предусматривает следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Данный перечень приведен в части 1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Причем для того, чтобы определить НМЦК, заказчик может использовать как один, так и одновременно несколько методов (п. 32 приложения к письму Казначейства России от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791).

В учете казенных учреждений: 

При определении НМЦК учитывайте размер доведенных на ту или иную закупку лимитов бюджетных обязательств. И если по результатам расчета начальная цена контракта превысит лимиты, то придется уменьшить объем закупаемых товаров (работ, услуг). Либо попробуйте запросить дополнительные лимиты у ГРБС. Об этом сказано в пункте 20 приложения к письму Казначейства России от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791.

На федеральном уровне начальную (максимальную) цену контракта определяйте с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567. Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе разработать дополнительные методические рекомендации по определению НМЦК для обеспечения нужд субъекта РФ. Об этом сказано в частях 20–20.1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Нужно отметить, что указанные методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, а значит, применять их не обязательно. Также они не могут быть использованы органами контроля для проверки деятельности заказчика. Поэтому методические рекомендации применяйте с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности и специфики закупаемого товара, работы, услуги.

Далее давайте подробнее остановимся на стандартных методах для определения НМЦК.

Приоритетным является метод сопоставимых цен (анализа рынка). Он заключается в расчете средней цены из предложенных в данный момент на рынке. Об этом сказано в части 6 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Использовать другие методы для определения НМЦК можно только в установленных законодательством случаях.

Нормативный метод применяйте, если в отношении предмета закупки Правительством РФ установлены требования в отношении предельной цены товара, работы или услуги (ч. 7 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Тарифный метод используйте, если в соответствии с законодательством России цены на предмет закупки подлежат государственному регулированию. В этом случае НМЦК определяется по регулируемым ценам (тарифам) (ч. 8 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Например, данный метод нужно обязательно использовать при определении цены закупки лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (письмо Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № Д28и-11).

Проектно-сметным методом определяйте начальную (максимальную) цену при заключении контракта:

  • на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства;
  • на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Кроме того, этот метод вы можете применять и при заключении контракта на текущий ремонт зданий, сооружений и помещений.

За основу берутся данные проектной документации в соответствии с методиками и нормами строительных работ, реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Правила применения данного метода установлены в части 9 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Затратный метод определения НМЦК применяется, если другие методы использовать невозможно либо в качестве дополнения. В этом случае цену контракта нужно определить как сумму произведенных затрат и обычной определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) предмета закупки, а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и т. д. Порядок использования данного метода определен в частях 10–11 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Ни один из методов применить невозможно? Тогда к обоснованию цены контракта приложите и обоснование невозможности применения стандартных методов. Об этом сказано в части 12 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Особенности при заключении контракта с единственным поставщиком

При заключении контракта с единственным поставщиком цену нужно определять в том же порядке, что и при конкурентных закупках. Но иногда следует учитывать некоторые особенности. В частности, при заключении контракта:

Об этом сказано в пунктах 21, 21.1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, при заключении контракта с единственным поставщиком вовсе не обязательно придерживаться уровня средней цены, определенного методом сопоставимых цен. В этом случае контракт можно заключить по наименьшей из предложенных цен. А обоснованием будет являться обеспечение эффективности расходования бюджетных средств.

Такие разъяснения приведены в пункте 10 приложения к письму Казначейства России от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791, письме Минэкономразвития России от 8 апреля 2014 г. № Д28и-443.

Особенности, установленные Правительством РФ

Правительство РФ вправе:

Кроме того, Правительство РФ постановлением от 4 сентября 2013 г. № 775 установило требование о предоставлении участниками закупки информации о соисполнителях и субподрядчиках (если объем выполненных ими работ превышает 10% от суммы контракта). Данное требование применяется при проведении закупки на сумму:

  • больше 1 млрд руб. – для обеспечения федеральных нужд;
  • более 100 млн руб. – для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд.

Как обосновать НМЦК при закупке

Внимание: в документации о закупках (конкурсной или об аукционе), в извещении о проведении запроса котировок или предложений укажите обоснование НМЦК. Кроме того, с 1 января 2015 года вступили в силу требования законодательства, которые требуют обосновывать сам объект закупок (ст. 18, ч. 2 ст. 114 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора, цены лота) должно содержать следующие сведения.

1. Полученную заказчиком (уполномоченным органом) информацию или расчеты.

2. Использованные заказчиком источники информации о ценах товаров (работ, услуг), в частности:

  • если источником информации являются сведения о ценах, полученные от поставщиков, укажите реквизиты (номер и дату) ответов от соответствующих организаций. Наименование организации, предоставившей сведения, а также иные данные о ней можно не указывать;
  • если источником информации является реестр контрактов, укажите номера реестровых записей из реестра контрактов;
  • если источником информации являются данные из Интернета, укажите адрес страницы в Интернете. При этом графическое изображение снимка экрана (скриншот страницы) рекомендуется хранить вместе с документацией о торгах;
  • прочие источники информации (реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т. д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения положений Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Указание источников информации о ценах товаров (работ, услуг) необходимо для того, чтобы потенциальные контрагенты, а также проверяющие органы смогли проверить законность обоснования начальной (максимальной) цены (путем обращения к соответствующим источникам). При этом обоснование можно представлять в любой форме (таблицы, схемы, текста и т. п.).

Обратите внимание на такой момент. Если источником информации о цене послужили данные из реестра контрактов, заказчик вправе скорректировать полученную цену в сторону увеличения в следующем порядке:

  • на 10 процентов – если закупка, которая является источником информации о цене, была проведена в форме открытого конкурса;
  • на 13 процентов – если закупка была проведена в форме электронного аукциона;
  • на 17 процентов – если закупка была проведена в форме запроса котировок или запроса предложений.

При закупке у единственного поставщика цену не корректируйте.

Такие разъяснения приведены в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.

Аккредитация участников закупки

Для прохождения аккредитации, необходимой для участия в электронном аукционе, участник закупки представляет оператору электронной площадки следующие документы и сведения:

Полный перечень документов и сведений, которые должны быть представлены для получения аккредитации, установлен частью 2 статьи 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Требовать какие-либо дополнительные документы или сведения не допускается (ч. 3 ст. 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В течение пяти рабочих дней с момента поступления необходимых документов и сведений оператор электронной площадки обязан:

Об этом сказано в части 4 статьи 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В случае принятия положительного решения оператор электронной площадки должен указать в уведомлении информацию о реквизитах счета, который предназначен для перечисления участником обеспечения заявки на участие в аукционе (ч. 9 ст. 44, ч. 5 ст. 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Оператор электронной площадки должен отказать участнику электронного аукциона в аккредитации, если он не представит необходимые документы и сведения или представит документы, не соответствующие требованиям. Отказ в аккредитации по другим основаниям не допускается. В случае отказа оператор электронной площадки должен указать в уведомлении причины своего решения. После устранения указанных причин участник вправе вновь представить документы для получения аккредитации. Об этом сказано в частях 6–8 статьи 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Участники закупки, которые получили аккредитацию и предоставили обеспечение заявки, могут участвовать во всех аукционах на данной электронной площадке в течение трех лет (ч. 5, 9, 13 ст. 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В случае изменения информации об участнике (в т. ч. замены или прекращения действия усиленной электронной подписи) он незамедлительно должен направить оператору электронной площадки новые данные. Оператор в течение часа обязан разместить обновленные сведения на электронной площадке (ч. 11–12 ст. 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Заявка на участие

Заявку на участие в электронном аукционе могут подать только лица, которые получили аккредитацию на электронной площадке (ч. 1 ст. 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, которые подаются одновременно в форме двух электронных документов через электронную площадку (ч. 2, 8 ст. 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В первой части заявки должны содержаться следующие сведения:

Полный список сведений, которые должна содержать первая часть заявки на участие в электронном аукционе, приведен в частях 3–4 статьи 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Вторая часть заявки включает в себя следующие документы и информацию:

Полный перечень сведений и документов, которые должны быть отражены во второй части заявки, приведен в части 5 статьи 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Требовать какую-либо дополнительную информацию или документы не допускается. Но если комиссия установит, что информация, представленная участником, недостоверна (в первой или второй частях заявки), то она может отклонить его заявку на любом этапе электронного аукциона. Об этом сказано в частях 6, 6.1 статьи 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Принимая заявку, оператор электронной площадки в течение одного часа с момента ее получения обязан заблокировать операции по счету участника в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе. Также оператор электронной площадки должен присвоить заявке порядковый номер и направить участнику закупки подтверждение о ее получении в форме электронного документа. Такой порядок приведен в части 18 статьи 44, части 9 статьи 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В течение одного часа с момента получения заявки оператор электронной площадки должен вернуть полученную заявку участнику, если:

Полный перечень случаев, при которых оператор электронной площадки должен вернуть заявку, приведен в части 11 статьи 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При уведомлении участника о причинах отклонения заявки оператор должен указать положения закона о контрактной системе в сфере закупок, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в закупке по другим основаниям не допускается. Об этом сказано в части 12 статьи 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Порядок рассмотрения заявок

Порядок рассмотрения заявок зависит от их количества.

Если заявки на участие в аукционе не подавались или была подана только одна заявка, электронный аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Обе части единственной заявки на участие в аукционе оператор электронной площадки передаст заказчику не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок.

После получения заявки аукционная комиссия проверяет полученные документы на соответствие требованиям документации об аукционе. Результаты рассмотрения нужно оформить протоколом рассмотрения единственной заявки, который подписывают все члены комиссии. Такой протокол передайте оператору электронной площадки. Все эти процедуры нужно провести в течение трех рабочих дней после получения заявки от оператора.

В течение одного часа с момента получения протокола рассмотрения заявки оператор направит участнику уведомление о решении комиссии. В случае принятия положительного решения заказчик заключает с единственным участником контракт как с единственным поставщиком.

Такой вывод следует из части 1 статьи 71 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если на участие в аукционе было подано несколько заявок, то комиссия сначала рассматривает первые части заявок, затем оператор электронной площадки проводит аукцион, после чего комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок.

Рассмотрение первых частей заявок

Комиссия рассматривает первые части заявок не дольше семи дней с даты окончания приема таких заявок (ч. 2 ст. 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В процессе заседания комиссия рассматривает и обсуждает каждую заявку в отдельности. По результатам рассмотрения комиссия путем голосования принимает решение о допуске претендентов, подавших заявки, к участию в электронном аукционе.

Если первая часть заявки не содержит необходимых сведений, комиссия отказывает претенденту в допуске к участию в аукционе. Отклонить следует даже заявку, которая не удовлетворяет требованиям к ней только частично. Так, комиссия должна отклонить заявку, если вместо конкретных показателей участник указал диапазон значений, предусмотренный ГОСТами или СНиПами.

Такие правила установлены частями 3 и 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснены в пункте 4 письма Минэкономразвития России от 19 августа 2014 г. № Д28и-1616.

Отказать в допуске к участию в электронном аукционе по другим основаниям нельзя. Так, не получится отклонить заявку, даже если она подана на фирменном бланке и содержит в том числе рекламную информацию. Об этом сказано в части 5 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2883.

Ситуация: может ли аукционная комиссия отклонить заявку, которая содержит все сведения, предъявляемые к заявкам Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, однако не соответствует некоторым требованиям технического задания

Да, может. Заявку можно отклонить при любом несоответствии, в том числе требованиям технического задания.

На первом этапе аукционная комиссия проверяет первые части заявок участников на соответствие требованиям документации (ч. 1 ст. 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Первая часть заявки должна содержать согласие участника, а также конкретные показатели (параметры эквивалентности) объекта закупки (ч. 3 ст. 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Если показатели, указанные в заявке, не в полной мере соответствуют документации о закупке, в том числе требованиям техзадания, комиссия вправе отклонить такую заявку по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Ведь понятие малозначительности в Законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ отсутствует, а у участника нет возможности уточнить заявку. Так, если при закупке кружек в документации указан цвет «белый, без рисунка», а участник в заявке предлагает кружки с рисунком, то вы можете отклонить заявку.

Если же в соответствии с документацией в первой части заявки от участника требовалось только согласие, то комиссия вправе принять решение об отклонении такой заявки по следующему основанию. Участник, указав показатели, не соответствующие техническому заданию, фактически не выразил согласия на поставку необходимого заказчику товара, поэтому его заявка также может быть отклонена по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: требования, установленные в документации о закупке, должны быть обоснованы. Это связано с тем, что при отклонении заявки из-за ее несоответствия документации участник может решить подать жалобу в ФАС России о необоснованном отклонении его заявки. И тогда заказчик должен быть готов обосновать показатели технического задания (т. е. дать пояснения, почему он установил именно такие требования к объекту закупки).
Ситуация: можно ли при проведении аукциона на услуги отклонить заявку на этапе рассмотрения первых частей, если есть доказательства, что участник не сможет выполнить контракт в полном соответствии с техническим заданием

Ответ на этот вопрос зависит от того, используется при оказании услуги какой-либо товар или нет.

Если заказчик проводит электронный аукцион только на закупку услуг, то отклонить заявку участника, выразившего согласие такую услугу оказать, на этапе рассмотрения первых частей заявок нельзя.

Если же заказчик проводит электронный аукцион на закупку услуг, для оказания которых используется какой-либо конкретный товар, то на этапе рассмотрения первых частей заявку участника можно отклонить в следующих случаях:

  • участник в первой части заявки не указал характеристики товара, который он будет использовать при оказании услуги;
  • участник в первой части заявки указал характеристики товара, но они не соответствуют требованиям заказчика, указанным в техническом задании.

Такой порядок следует из пунктов 2, 3 части 3 статьи 66, части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Рассмотрим эти случаи более подробно.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, которые участник подает одновременно в форме двух электронных документов через электронную площадку (ч. 2, 8 ст. 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Закон о контрактной системе предъявляет требования к содержанию первой и второй частей заявки. Так, первая часть заявки на участие в аукционе по закупке услуг должна содержать согласие участника оказать услуги на тех условиях, которые предусмотрены аукционной документацией. А в случае проведения аукциона по закупке услуг, для оказания которых также используется товар, помимо согласия, участник должен представить показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак.

Такие правила установлены в части 3 статьи 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Получается, что в момент рассмотрения первых частей заявок комиссия не знает, какие именно организации принимают участие в закупке. В первой части заявки сведения об участнике не указываются, она анонимна. То есть узнать какую-либо информацию о том, что участник не сможет выполнить контракт в полном соответствии с техническим заданием, практически невозможно.

Когда при оказании услуги используется какой-либо товар, участник указывает его товарный знак и технические характеристики. В этом случае комиссия вправе использовать информацию, которая содержится, например, на сайте производителя товара или в технической документации к нему. На основании такой информации можно определить, действительно ли товар, который будет использовать участник, соответствует требованиям документации. Если будет установлено несоответствие товара, то комиссия вправе отклонить такую заявку по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Правомерность такого подхода подтверждает Минэкономразвития России в пункте 95 приложения к письму от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 и арбитражная практика (см., например, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2014 г. № 06АП-495/14, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2014 г. № 08АП-11924/13). Несмотря на то что эти решения суда относятся к периоду действия Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, они не противоречат нормам действующего законодательства.

То есть при рассмотрении первых частей заявок комиссия фактически полагается на добросовестность участников и правомерность их согласия оказать услуги в соответствии с аукционной документацией.

Пример рассмотрения комиссией по закупкам первых частей заявок на участие в электронном аукционе

Казенное учреждение «Альфа» проводит аукцион на закупку услуг по специальной оценке условий труда. На участие в аукционе было подано восемь заявок. Каждая из них содержит согласие участника оказать услуги по специальной оценке условий труда в соответствии с условиями, указанными в документации заказчика. Поэтому по результатам рассмотрения первых частей заявок комиссия приняла решение о допуске к аукциону всех его участников.

Через месяц учреждение проводит аукцион на оказание услуг по организации праздничного мероприятия. При этом аукционной документацией установлены требования к техническому, осветительному и звуковому оборудованию, которое будет привлечено для организации мероприятия. На участие в этом аукционе было подано четыре заявки. Из них три были допущены к аукциону, так как содержали согласие участника на оказание услуг, а также сведения о показателях оборудования, которые соответствовали аукционной документации (техническому заданию).

В четвертой заявке участник указал, что в процессе организации мероприятия будет использовано оборудование под товарным знаком «АРМ». На официальном сайте производителя данного оборудования описаны его полные характеристики, которые не соответствуют требованиям, установленным заказчиком в техническом задании. Соответственно, заявка № 4 была отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При рассмотрении заявок один из членов комиссии ведет протокол, который подписывают все члены комиссии. В этом протоколе должны содержаться:

Протокол рассмотрения заявок заказчик, уполномоченный орган или уполномоченное учреждение направляют оператору электронной площадки не позднее даты срока окончания рассмотрения заявок.

Такой порядок установлен в частях 6–7 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Оператор электронной площадки направляет уведомления всем, кто подавал заявки, о принятых по ним решениях. Сделать это он должен не позднее одного часа с момента поступления протокола. После чего оператор должен разблокировать лицевые счета с денежным обеспечением тех лиц, которые не допущены к участию в аукционе, в течение одного рабочего дня после поступления протокола. Об этом сказано в части 20 статьи 44, части 9 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

По результатам рассмотрения первых частей заявок комиссия может признать аукцион несостоявшимся в двух случаях:

Об этом сказано в части 8 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если к участию в аукционе допущен только один претендент, то в течение одного часа с момента размещения протокола оператор электронной площадки направит заказчику (уполномоченному органу) вторую часть заявки, а также документы, полученные от участника. Комиссии заказчика нужно в течение трех рабочих дней проверить полученные документы на соответствие требованиям документации об аукционе и составить протокол об этом. Кстати, не забудьте в протоколе указать, что аукцион признан несостоявшимся, поскольку допущен только один участник.

Результаты рассмотрения единственной заявки в виде протокола, подписанного членами комиссии, передайте оператору электронной площадки. Оператор в течение одного часа с момента получения протокола направит участнику уведомление о решении комиссии.

Если принято положительное решение, заказчик принимает решение заключить контракт с этим участником как с единственным поставщиком. Но это решение нужно согласовать с контрольным органом в сфере закупок. Подробнее об этом см. Как проводить закупки у единственного поставщика.

Об этом сказано в части 8 статьи 67, части 2 статьи 71 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Проведение аукциона

Участвовать в электронном аукционе могут только лица, аккредитованные на электронной площадке и допущенные к аукциону по результатам рассмотрения первых частей заявок (ч. 1 ст. 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Электронный аукцион проводится в рабочий день, следующий после двух дней с даты окончания рассмотрения первых частей заявок (ч. 3 ст. 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении. Участники электронного аукциона свои предложения о снижении начальной цены контракта подают постепенно. Каждый раз цену можно опускать на один шаг аукциона. Шаг аукциона составляет от 0,5 до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта. Об этом сказано в частях 4–7 статьи 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, участник электронного аукциона должен подавать свои предложения о цене контракта с учетом следующих требований:

Об этом сказано в части 9 статьи 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если участники предложили одинаковую цену контракта, лучшим признается предложение, поступившее первым (ч. 16 ст. 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

На электронной площадке в течение всего времени проведения аукциона должны отражаться:

Об этом сказано в части 10 статьи 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если при проведении торгов цена контракта снижена до 0,5 процента первоначальной цены и ниже, то аукцион проводится путем повышения цены контракта. При этом нужно учитывать следующие особенности:

Такой порядок установлен частью 23 статьи 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Аукцион автоматически завершается, если в течение 10 минут с момента поступления последнего предложения не поступило ни одного предложения о снижении цены контракта (ч. 11 ст. 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если в течение 10 минут после начала проведения открытого аукциона в электронной форме ни один из участников не подал предложение о цене контракта в пределах шага аукциона, аукцион признается несостоявшимся (ч. 20 ст. 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Оформление результатов аукциона

Результаты аукциона оформляются протоколом проведения электронного аукциона. Такой протокол размещается оператором на электронной площадке не позднее 30 минут после окончания аукциона.

Протокол должен содержать следующие сведения:

В протоколе должны быть указаны порядковые номера, присвоенные заявкам на участие в электронном аукционе, и время поступления данных предложений.

Об этом сказано в частях 18, 20 статьи 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если же во время аукциона поступило ценовое предложение от одного участника, то в протокол оператор включит только это предложение, а заказчику направит вторую часть заявки именно этого участника. И тогда комиссия заказчика рассматривает одну вторую часть заявки. Такие разъяснения приведены в письме от 30 сентября 2014 г. Минэкономразвития России № 23679-ЕЕ/Д28И и ФАС России № АЦ/39384/14.

Рассмотрение вторых частей заявок

В течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона оператор площадки направит его заказчику (уполномоченному органу). Также заказчику направляются и вторые части заявок в электронной форме тех участников, чьи предложения о цене контракта получили первые 10 порядковых номеров.

Если в электронном аукционе принимали участие менее 10 участников, заказчику представляются все вторые части заявок, поданных такими участниками.

Кроме того, заказчику (уполномоченному органу) направляются сведения и документы, которые содержатся в реестре участников закупки, в частности:

В течение одного часа оператор электронной площадки направляет уведомление участникам аукциона о результатах аукциона.

Такой порядок установлен в части 19 статьи 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок не дольше трех рабочих дней со дня размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона (ч. 5 ст. 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Комиссия рассматривает и обсуждает все вторые части заявок по отдельности. При рассмотрении заявки каждый член комиссии самостоятельно принимает решение о соответствии каждой такой заявки. После чего большинством голосов комиссия принимает общее решение о соответствии заявок. Если заявка не соответствует требованиям, комиссия отклоняет ее. Заявка признается не соответствующей требованиям:

Отклонение заявки на участие по иным основаниям не допускается. Такой порядок установлен частями 6–7 статьи 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Ситуация: можно ли отклонить заявку, если несоответствие техническому заданию выявлено на этапе рассмотрения вторых частей заявок или даже после определения победителя

Нет, нельзя. Объясняется это так.

Сведения и документы, которые участник должен представить во второй части заявки, приведены в части 5 статьи 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В частности, это персональные данные участника (наименование, местонахождение, ИНН и т. д.), документы, подтверждающие соответствие условиям допуска на аукцион, и другие документы, характеризующие не предлагаемую услугу, а конкретную организацию.

То есть на этапе рассмотрения вторых частей заявок комиссия проверяет возможность конкретного участника заключить контракт. Оценивает его надежность, а также то, сможет ли он выполнить свои обязательства перед заказчиком.

При этом отклонить заявку на этапе рассмотрения вторых частей можно, только если участник:

Отклонить заявку по другим основаниям на данном этапе и после определения победителя, в том числе при выявлении несоответствия предлагаемой участником услуги техническому заданию, нельзя.

Такой порядок установлен частями 6–7 статьи 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В случае если заказчик на этапе рассмотрения вторых частей заявок либо после того, как победитель аукциона был определен, выявил несоответствие техническому заданию, он все равно должен заключить контракт. А затем, убедившись в том, что услуга не соответствует требованиям, расторгнуть его в одностороннем порядке.

О том, в каких случаях комиссия вправе отклонить заявку участника аукциона на этапе рассмотрения первых частей, см. Можно ли при проведении аукциона на услуги отклонить заявку на этапе рассмотрения первых частей.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок комиссия должна принять решение о соответствии 5 из 10 заявок, поданных участниками, требованиям, предусмотренным документацией об электронном аукционе.

Комиссия рассматривает вторые части заявок, поданных всеми участниками аукциона, в случае если:

Рассмотрение начинается с заявки, поданной участником электронного аукциона, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования заявок.

Если аукцион проводится путем повышения цены контракта, рассмотрение начинается с заявки, поданной участником, предложившим наиболее высокую цену.

Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если комиссия не выявила пять заявок, соответствующих требованиям документации об аукционе, из 10, направленных ранее, она направляет уведомление об этом оператору электронной площадки. Оператор в течение одного часа после получения такого уведомления направит заказчику (уполномоченному органу) все вторые части заявок, ранжированные по мере убывания. Об этом сказано в части 4 статьи 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если комиссия решила, что все вторые части заявок не соответствуют требованиям аукциона или соответствует только одна вторая часть заявки, то в итоговом протоколе фиксируется признание открытого аукциона несостоявшимся (ч. 13 ст. 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом, если требованиям соответствует только одна вторая часть заявки, то участник, подавший эту заявку, признается победителем, и с ним нужно заключить контракт (но только после согласования с контрольным органом в сфере закупок).

Об этом сказано в письме от 30 сентября 2014 г. Минэкономразвития России № 23679-ЕЕ/Д28И и ФАС России № АЦ/39384/14, а также в письме Минэкономразвития России от 13 января 2014 г. № Д28и-21.

Протокол подведения итогов

Аукционной комиссией оформляется протокол подведения итогов электронного аукциона в случае:

В протоколе должны содержаться:

Заказчик (уполномоченный орган) размещает протокол на электронной площадке в течение дня, следующего за днем его подписания(ч. 8 ст. 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Не позднее одного часа с момента размещения протокола подведения итогов оператор электронной площадки направляет участникам аукциона уведомления о решениях, принятых по результатам рассмотрения второй части заявок (ч. 12 ст. 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В течение одного рабочего дня после размещения протокола прекращается блокирование на счетах денежного обеспечения заявок тех лиц, заявки которых признаны не соответствующими требованиям (ч. 23 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Определение победителя

Победителем признается участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям документации об аукционе.

Если электронный аукцион проводился путем повышения цены контракта, победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену контракта.

Такой порядок установлен частями 10–11 статьи 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: если при проведении аукциона участник, с которым заключается контракт, предложит цену на 25 и более процентов ниже начальной цены контракта, то применяются антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Необходимо учитывать особенности применения антидемпинговых мер в случае, если аукцион проводится для приобретения товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения. То есть в данном случае предметом контракта будут являться продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме, лекарственные средства, топливо (ч. 9 ст. 37 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры не применяются лишь в следующем случае.

Если при закупке лекарств, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. № 2199-р, участник предложил цену всех закупаемых лекарств ниже их законодательно зарегистрированной предельной отпускной цены не более чем на 25 процентов.

Об этом сказано в части 12 статьи 37 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заключение контракта

Контракт по результатам электронного аукциона заключайте на условиях, указанных в извещении о закупке, по цене, которую предложил победитель. Для заключения контракта действуйте следующим образом.

В течение пяти дней после подведения итогов аукциона разместите на сайте электронной площадки проект контракта без своей подписи. После этого у победителя есть еще пять дней, чтобы его подписать со своей стороны и снова разместить. После того как победитель подписал контракт электронной подписью и разместил его на сайте, проверьте, предоставил ли он подтверждение обеспечения контракта. Если обеспечение получено, подпишите контракт со своей стороны. Сделать это нужно не позднее пяти дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. Но напомним: контракт должен быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов.

Если же победитель не разместил контракт вовремя, то признать его уклонившимся сразу нельзя. Возможно, он не согласен с какими-либо положениями контракта и готовит протокол разногласий. На размещение такого протокола на сайте победителю предоставлен более продолжительный срок – 13 календарных дней с даты размещения заказчиком протокола подведения итогов. В течение этого периода оператор электронной площадки также не должен заблокировать возможность победителя разместить на сайте протокол разногласий.

Такой порядок установлен пунктами 2–4, 13 статьи 70 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен ФАС России в пункте 1 письма от 17 сентября 2014 г. № АЦ/37487/14.

Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должен быть заключен на условиях аукционной документации, по цене, предложенной таким участником. При этом цена не может быть выше начальной (максимальной) цены контракта. Об этом сказано в пункте 25 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Контракт по итогам аукциона заключается в форме электронного документа и подписывается сторонами контракта усиленной электронной подписью (ч. 3, 4, 6–8 ст. 70 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Заключение контракта в другой форме (в т. ч. в письменной форме на бумажном носителе) не допускается (ч. 1 ст. 60 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Внимание: за неподписание контракта по результатам электронного аукциона усиленной электронной подписью (заключение контракта на бумаге) предусмотрена административная ответственность (письмо ФАС России от 15 июля 2011 г. № АЦ/27696).

Хранить контракты, заключенные в форме электронного документа, на бумажном носителе также не нужно. При этом, если такой контракт нужно представить проверяющим (в судебные инстанции), распечатайте его на бумажном носителе из личного кабинета заказчика на электронной площадке. Подлинность и достоверность бумажной копии заверяет уполномоченный представитель заказчика. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 14 ноября 2011 г. № Д28-562, совместном письме от 19 апреля 2010 г. Минэкономразвития России № 4736-АП/Д22, ФАС России № АЦ/7522, Казначейства России № 42-7.4-05/10.4-236. Указанные письма ссылаются на утративший силу Закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Однако ими можно пользоваться и сейчас, так как они не противоречат нормам Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Для оплаты контракта, заключенного в форме электронного документа, представьте в Казначейство России его копию. Копия должна быть заверена электронной подписью уполномоченного лица учреждения, например руководителя. Об этом сказано в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Признание аукциона несостоявшимся

Законодательство предусматривает четыре случая, когда электронный аукцион признается несостоявшимся. А именно:

1) была подана только одна заявка или не подано ни одной (ч. 16 ст. 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);

2) по результатам рассмотрения первых или вторых частей заявок принято решение об отказе в допуске к аукциону всех участников закупки или допущен к аукциону только один претендент (ч. 8 ст. 67 и ч. 13 ст. 69 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);

3) в течение 10 минут после начала аукциона в электронной форме не поступило ни одного предложения о цене контракта (ч. 20 ст. 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);

4) победитель аукциона и участник со вторым номером уклонились от заключения контракта с заказчиком (ч. 15 ст. 70 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом возможность заключить контракт с третьим и последующими участниками Законом о контрактной системе не установлена (п. 2 письма ФАС России от 17 сентября 2014 г. № АЦ/37487/14).

Если была подана одна заявка или по результатам рассмотрения заявок к аукциону допущен только один участник, контракт заключается с единственным поставщиком, подавшим заявку (при условии, что она соответствует всем требованиям). При этом согласовывать заключение контракта с контрольными органами теперь не нужно. Такие правила содержатся в частях 1–3 статьи 71, пункте 25 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Подробнее о том, как в этом случае направить обращение в контрольный орган и заключить контракт, см. Как проводить закупки у единственного поставщика.

В третьем случае контракт заключается:

Теперь заключение контракта с единственным поставщиком (если аукцион признан несостоявшимся) согласовывать с контрольным органом не нужно. Кроме того, если вы ранее обращались в ФАС России за согласованием заключения контракта, но до 1 января 2015 года решение о согласовании не было принято, то ФАС России должна вернуть вам эти обращения. Связано это с тем, что у ФАС России (а также у других контрольных органов) отсутствуют полномочия на согласование возможности заключения контракта в данном случае. Такие разъяснения приведены в совместном письме от 20 января 2015 г. Минэкономразвития России № 658-ЕЕ/Д28 и и ФАС России № АК/1587/15.

В четвертом случае, а также если не заключен контракт с лицом, подавшим единственную заявку, заказчик проводит закупку:

Также следует поступить, если не было подано ни одной заявки или комиссия решила отказать в допуске всем участникам. При этом до 1 января 2016 года вносить в план-график изменения по поводу того, что электронный аукцион признан несостоявшимся, не нужно (п. 2 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Такой порядок установлен частью 4 статьи 71 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.