Редакция от 1 янв 2015

Преимущества и недостатки разных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя)*ПреимуществаНедостатки
Открытый конкурс1) возможность рассматривать заявку участника не только по предложенной им цене, но и по его качественным показателям (например, наличие лицензии, производственные, человеческие ресурсы и мощности) (ч. 1 ст. 32 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)1) самый длительный срок проведения закупки (от 1,5 до 2 месяцев)
2) возможность передать часть функций по определению поставщика (например, подготовку конкурсной документации) специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это поможет снять часть ответственности с заказчика, а также акцентировать его внимание на другой закупке или проводить несколько закупок одновременно2) более сложный и трудоемкий порядок проведения, из-за чего высока вероятность допустить ошибки при проведении конкурса. Как следствие – риск возникновения нарушений, за которые грозит административная ответственность
3) независимость процедуры открытого конкурса от специальных сайтов электронных площадок. То есть ни один из этапов проведения открытого конкурса не сорвется из-за неполадок или сбоев на электронной площадке3) запрет на проведение конкурса в ряде случаев, что влечет за собой высокую вероятность проверок контрольными органами, а также административную ответственность за неправильный выбор способа закупки
Электронный аукцион1) процедура аукциона (путем снижения НМЦК) позволяет заказчику заключить контракт по наиболее низкой цене1) так как победителем аукциона признается участник, который предложил самую низкую цену контракта, это не дает возможности заказчику выбрать наилучшее предложение со стороны качественных характеристик товаров (работ, услуг) и самих участников
2) анонимность участников аукциона на электронной площадке, которая исключает возможность их сговора и делает закупку прозрачной2) полная зависимость процедуры аукциона от работы официального сайта госзакупок и электронной площадки (возможны технические сбои)
3) возможность передать часть функций по определению поставщика (например, подготовку конкурсной документации) специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)3) обязательная регистрация участников на электронных площадках (потенциальные участники могут быть не аккредитованы на той площадке, на которой заказчик проводит аукцион)
4) так как аукцион (большинство его этапов) организует и проводит оператор электронной площадки, это снимает часть административной ответственности с заказчика (прием и регистрация заявок, возврат обеспечения заявок и др.)4) более продолжительная процедура закупки по сравнению с запросом котировок и предложений, закупкой у единственного поставщика (не менее одного месяца)
Запрос котировок1) за счет упрощенной процедуры заказчик может провести закупку в короткие сроки (от двух недель до одного месяца)1) запрос котировок можно проводить только при определенных ценовых условиях (в частности, при цене контракта свыше 500 000 руб. заказчику придется выбирать другой способ закупки). Это повышает вероятность ошибки при выборе данного способа определения поставщика
2) для закупки заказчику не нужно разрабатывать громоздкую документацию, а достаточно разместить извещение с проектом контракта на официальном сайте (ч. 1 ст. 74 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)2) так как победителем запроса котировок признается участник, который предложил самую низкую цену контракта, это не дает возможности заказчику выбрать то предложение, которое наиболее соответствует его требованиям
3) комиссия по закупкам определяет победителя закупки в ходе одного заседания (в отличие от конкурса и аукциона), в течение которого вскрывает, рассматривает и обсуждает каждую заявку и сразу выбирает победителя 3) нельзя установить обеспечение заявки, за счет чего существует риск участия в закупке недобросовестных участников
4) минимальные риски проверок и претензий со стороны контрольных органов из-за доступности процедуры и отсутствия документации
Запрос предложений1) победителем признается участник, предложение которого наиболее соответствует требованиям заказчика, то есть у заказчика есть возможность выбрать лучшее предложение и по условиям, и по цене контракта1) запрос предложений можно проводить в строго определенных случаях (при других закупках заказчику придется выбирать другой способ)
2) за счет упрощенной процедуры заказчик может провести закупку в короткие сроки (от двух недель до одного месяца)2) нельзя установить обеспечение заявки (исключение – запрос предложений в связи с признанием конкурса или аукциона несостоявшимся), за счет чего существует риск участия в закупке недобросовестных участников
3) заказчик не может отменить закупку, а также изменить извещение и документацию (ч. 5 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)
Закупка у единственного поставщика1) заключить контракт с единственным поставщиком можно в самые короткие сроки (от одного до пяти дней) по сравнению с любой конкурентной процедурой закупки, так как для заключения контракта нужно только разместить извещение (в некоторых случаях даже извещение размещать не обязательно)1) закупку у единственного поставщика можно проводить в строго определенных случаях, то есть, если предмет (условия закупки или ее цена) не попадает в установленный перечень, заказчику придется выбирать конкурентный способ закупки. Из-за этого есть риск возникновения претензий со стороны контрольных органов, что выбран неверный способ закупки
2) закупка у единственного поставщика является самым простым способом закупки для заказчика, также ему не нужно расходовать значительные ресурсы на проведение самой процедуры заключения контракта2) отчеты, которые в определенных случаях должен составлять заказчик, часто вызывают у них трудности, ведь отчетов может быть очень много, а также в них нужно указывать причины, по которым закупка не могла быть проведена одним из конкурентных способов
3) заказчик может заключить контракт с конкретным контрагентом, которого он сам выбрал (исключение – поставщики, которых устанавливает Правительство РФ). Например, с которым у него уже был положительный опыт работы в прошлом3) в отдельных случаях закупку у единственного поставщика нужно обязательно согласовать с контрольным органом в сфере закупок. В связи с чем возникает риск отказа контрольного органа, а также увеличивается срок заключения контракта
4) заказчик не готовит и не размещает документацию о закупке, что позволяет избежать административной ответственности за нарушение порядка предоставления и разъяснения закупочной документации, а также сэкономить временные, финансовые и трудовые ресурсы заказчика4) так как данная процедура неконкурентная, у заказчика нет возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его исполнения
5) высокий риск претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств

* Подробнее посмотреть и сравнить разные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) можно здесь.