Накладная ТОРГ-12: назначение и заполнение

Накладная ТОРГ-12: назначение и заполнение

Товарная накладная ТОРГ-12 — первичный бухгалтерский сопроводительный документ. Его основная задача зафиксировать переход товара или других материальных ценностей от продавца к покупателю. Используется на предприятиях, где происходит передача права собственности на продукцию, между учреждениями, юридическим и физическим лицом.

В момент получения товара покупатель сверяет с товарной накладной наименования и количество товара по каждой позиции. Водители-экспедиторы, транспортные компании используют такой документ как обоснование законности товара. После его отгрузки в пункте назначения накладную передают от отправителя к грузополучателю.

В случае обнаружения недостачи, пересорта, порчи товара на основе ТОРГ-12 составляют акт, возвращают излишки и фиксируют недовоз.

Правила оформления

Оформлением и регистрацией ТОРГ-12 занимаются кладовщики или сотрудники бухгалтерии. Каждый поставщик вправе сам утвердить удобный для его работы бланк или же использовать стандартную унифицированную форму, утвержденную Госкомстатом России. В любом случае должны быть прописаны следующие сведения:

  • название организации, реквизиты;
  • данные о приобретателе;
  • уведомление о товаре: наименования каждой позиции, количество, единицы измерения, цена, общая стоимость;
  • если состоит из нескольких страниц, то об этом ставят отметку на первом листе;
  • подпись лица, уполномоченного к отпуску продукции.

Если компания работает с учетом НДС, то эта графа также указывается. Печать компании ставить необязательно. Необходимо составить 2 экземпляра накладной. Один остается у поставщика, а второй у компании-получателя, на основании которого вычтут НДС (подтверждает факт принятия к учету товара для налоговой).

Составление документа

Обязательные к заполнению разделы ТОРГ-12:

  1. Сведения о сторонах договора.
    • организация-грузоотправитель: название и правовой статус предприятия, реализующего продукцию, банковские реквизиты, адрес;
    • грузополучатель: все сведения о принимающей стороне;
    • поставщик: дублируются данные об отправителе груза;
    • плательщик: покупатель товара.
  2. Номер накладной согласно внутреннему документообороту, дата составления.
  3. Таблица, состоящая из обязательных сведениях о продукции.
  4. Строка «Всего по накладной» с общей суммой.
  5. Количество листов в документе.
  6. Стоимость продукции прописью.
  7. Подписи:
    • кладовщика, отпустившего товарно-материальные ценности;
    • главного или старшего бухгалтера;
    • лица, принявшего груз.

Электронный ТОРГ-12

Закон № 402-ФЗ ч. 5 ст. 9 «О бухгалтерском учете» позволяет формировать первичные документы в электронном виде. По приказу ФНС с 01. 07.2017 года утверждена форма электронной ТОРГ-12 для обращения через интернет. Она облегчает и ускоряет взаимодействие организаций с контрагентами и налоговиками. От бумажной отличается тем, что если продавец пользуется услугами посредника-перевозчика, то заносят номер доверенности и кто принял груз в соответствующие графы документа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: