Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
![]() |
#11 |
Азазелька
|
![]()
Исходной базой проверки деятельности любого государственного (муниципального) учреждения являются данные бухгалтерского учета и отчетности, которые отражают все основные аспекты хозяйственной деятельности учреждения и совершенные операции в обобщенной форме. Сопоставление плановых и итоговых показателей деятельности учреждения на отчетную дату позволяет получить количественную и качественную оценку действий, совершаемых работниками учреждения при ведении финансово-хозяйственной деятельности. В этой главе книги речь пойдет о проверке организации финансово-хозяйственной деятельности учреждений, проверке ведения бухгалтерского учета в учреждении, составления отчетности.
При проверке организации и ведения бухгалтерского учета проверяют, выполняются ли учреждениями требования: - инструкций N 157н, N 162н (при проверке казенных учреждений); - инструкций N 157н, N 174н (при проверке бюджетных учреждений); - инструкций N 157н, N 183н (при проверке автономных учреждений); - Закона о бухгалтерском учете ; - Приказа Минфина РФ N 173н; - иных нормативных актов, регламентирующих правила ведения бухгалтерского учета в государственном (муниципальном) учреждении. В ходе проверки организации бухгалтерского учета изучаются структура бухгалтерской службы, формы и методы ведения бухгалтерского учета. При этом выясняется: - соблюдение требований Закона о бухгалтерском учете ; - утверждены ли должностные инструкции для работников бухгалтерии; - распределены ли служебные обязанности в бухгалтерии по функциональному признаку; - наличие и соблюдение утвержденного руководителем государственного (муниципального) учреждения графика документооборота; - применяются ли унифицированные формы финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации в учреждении учреждений; - ведутся ли предусмотренные нормативными документами Минфина регистры бухгалтерского учета; - правильно ли и своевременно оформлены и составлены журналы операций; составление оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатков, приведенных в них, данным синтетического учета; соответствуют ли остатки на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год; - соблюдаются ли установленные правила хранения бухгалтерских документов, регистров учета и других бухгалтерских документов текущего года и прошлых лет; - состояние автоматизации бухгалтерского учета. Эти общие (укрупненные) этапы проверки - некий ориентир для проверяющих. Они включают в себя более подробные вопросы. Приведем их ниже. В ходе проведения проверки состояния бухгалтерского учета в учреждении и составления отчетности осуществляется: 1. Проверка правильности оформления первичных документов включает в себя изучение: - правильности заполнения реквизитов первичных документов; - наличие исправлений, оформленных не в установленном порядке; - подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц; - правильность подсчетов в документах; - достоверность первичных документов. Заметим, что достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок в организациях, с которыми проверяемая организация имеет хозяйственные связи. 2. Проверка учета основных средств включает в себя изучение следующих направлений: - заключены ли договоры о полной индивидуальной материальной ответственности с материально ответственными лицами; - соблюдается ли установленный порядок оформления поступления основных средств; - выполнены ли условия отнесения ценностей к основным средствам, в том числе к основных средствам, включаемым в категорию "особо ценное движимое имущество"; - своевременно и правильно ли принимаются к учету объекты основных средств, как учитываются затраты на дооборудование основных средств. - состояние аналитического учета основных средств, ведение инвентарных карточек, описей и оборотных ведомостей; - законно ли совершена продажа основных средств; - полноту и своевременность поступления денежных средств от их продажи; - правильность и законность списания основных средств и безвозмездной их передачи. Операции по списанию основных средств проверяются сплошным методом. При этом особое внимание обращается на следующее: а) создаются ли в учреждении приказом руководителя постоянно действующие комиссии для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта; б) правильность начисления и учета износа основных средств; в) наличие основных средств с составлением промежуточного акта (находятся ли они на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом руководителя бюджетного учреждения); г) эффективность и целевое использование основных средств. 3. Проверка учета материальных запасов, в ходе которой выявляется: - наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с материально ответственными лицами; - соблюдается ли порядок учета материальных запасов, установленный инструкциями по ведению бухгалтерского учета; - оформляются ли документы при приемке и выдаче их со склада материалов; - правильность ведения книги складского учета материалов; - осуществляется ли контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей; - соблюдается ли порядок выдачи и учета доверенностей на получение товарно-материальных ценностей; - правильность списания топлива и горюче-смазочных материалов согласно установленным нормам; - правильность отнесения материальных запасов на соответствующие субсчета по их учету и определения их стоимости при постановке на учет; - соблюдается ли порядок списания малоценных запасов (наличие постоянно действующей комиссии по списанию, правильность оформления актов о списании материалов); - состояние аналитического учета материальных запасов; - эффективность и целевое использование малоценных запасов и продуктов питания, получаемых в централизованном порядке. 4. Проверка учета денежных средств, находящихся на счетах учреждений, и прочих денежных средств, при проведении которой обращается внимание на следующие моменты: - сохранность и достоверность выписок по лицевому счету учреждения, соответствие начального и конечного сальдо в регистрах выпискам движения денежных средств по лицевым счетам; - правильность и обоснованность отнесения сумм перечислений на соответствующие счета бухгалтерского учета; - правильность оформления первичных документов (наличие визы руководителя к оплате, отметка банка, органа казначейства об исполнении); - правильность оформления и учета операций, связанных с приемом и выдачей через кассу различных денежных документов (талонов на бензин, путевок и др.). 5. Проверка учета кассовых операций, при которой проверяется: - заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности с кассирами или нет; - соблюдается ли порядок учета и оформления кассовых операций; - проводятся ли проверки наличия и сохранности денежных средств в кассах учреждения, предусмотренные соответствующими приказами; - соответствуют ли записи в кассовой книге записям в отчете кассира; - соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе и предельной нормы расчетов наличными деньгами с юридическими лицами. 6. Проверка учета расчетов. В процессе проверки бухгалтерского учета средств, находящихся в расчетах, обращается внимание на состояние расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками, с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами, в том числе по платежам в бюджет; с территориальными государственными внебюджетными фондами. При проверке расчетов с подотчетными лицами обращается внимание на следующее: - оформляется ли выдача авансов заявлениями получателей с указанием назначения аванса, имеются ли на них распорядительные надписи руководителя; - своевременно ли предоставляются подотчетными лицами авансовые отчеты; - не выдаются ли повторные авансы без предоставления отчета за ранее полученные подотчетные суммы; - соблюдение сроков возврата подотчетных сумм. При проверке учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами обращается внимание: - на причины образования дебиторской и кредиторской задолженности; - на сроки возникновения задолженности по каждому дебитору и кредитору; - на реальность задолженности; - на меры, принятые к ее погашению или взысканию; - на соблюдение порядка списания дебиторской и кредиторской задолженности; - на полноту и своевременность расчетов государственных (муниципальных) учреждений с бюджетом и территориальными государственными внебюджетными фондами. 7. Проверка правильности проведения инвентаризации, определения ее результатов и отражения их в бухгалтерском учете. В процессе проверки проведения инвентаризации и определения ее результатов в бухгалтерском учете следует выяснить: - имеется ли приказ руководителя о проведении инвентаризации; - установлен ли приказом о проведении инвентаризации объем, порядок и сроки ее проведения в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; - соблюдена ли периодичность проведения инвентаризации; - проведена ли инвентаризация в полном объеме или ее проведение ограничено проверкой материальных ценностей; - проводится ли инвентаризация взаиморасчетов между организациями; - правильность оформления и утверждения результатов инвентаризации; - правильность и своевременность отражения результатов инвентаризации в учете; - соблюден ли порядок регулирования инвентаризационных разниц и осуществляется ли государственным (муниципальным) учреждением контроль за отнесением и взысканием недостач с виновных лиц и прохождением дел в следственных органах. В ходе проверки обычно проводится выборочная контрольная инвентаризация отдельных статей баланса; при этом составляется промежуточный акт.
__________________
Хотя и сладостен азарт по сразу двум идти дорогам, нельзя одной колодой карт играть и с дьяволом и с богом! |
![]() |
![]() |
Сказали спасибо: | Dark Crow (20.05.2015) |
Опции темы | Поиск в этой теме |
Опции просмотра | |
|
|