Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
|
Регистрация | Справка | Пользователи | Социальные группы | Календарь | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#11 |
Бух, просто бух
Регистрация: 05.09.2011
Адрес: Тюмень
Сообщений: 29,383
Спасибо: 1,980
|
![]()
Осмотр помещений контрагента неправомерен
Развернуть для просмотраПраво налоговых органов истребовать у контрагента или у иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не распространяется на основание и порядок осмотра территорий и помещений.
Общество не согласилось с постановлением о проведении осмотра его территорий в рамках проведения контрольных мероприятий его поставщика, полагая, что постановление нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд. Первая инстанция поддержала налоговый орган, согласившись с тем, что осмотр помещений общества как покупателя товаров, работ, услуг проверяемого контрагента правомерен, поскольку проверяющими не могли быть применены иные способы получения информации для достижения целей налогового контроля, а осмотр был необходим для установления реальности сделок. Кроме того, поскольку налоговым органом не произведён осмотр территорий и помещений общества, то оспариваемое постановление не повлекло негативных последствий для налогоплательщика. Суд первой инстанции согласился, что постановление о проведении осмотра территорий, помещений вне рамок выездной налоговой проверки, осуществленное в ходе иных форм контроля, соответствует требованиям закона. Однако апелляция и кассация встали на сторону налогоплательщика. По мнению судей, предусмотренное п. 1 ст. 93.1 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ право налоговых органов истребовать у контрагента или у иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не распространяется на основание и порядок осмотра территорий и помещений, указанные в ст. 92 НК РФ. Отказывая налоговому органу в удовлетворении жалобы, кассационная инстанция сослалась на правовую позицию, выраженную в решении ВС РФ от 10.06.2019 № АКПИ19-296. Эти решением признан недействующим абз. 7 письма ФНС от 16.10.2015 № СД-4-3/18072 в той мере, в какой данный абзац в системе действующего правового регулирования допускает проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения. Сформулированные в указанном абзаце разъяснения относительно осмотра территорий и помещений устанавливают непредусмотренные НК РФ полномочия налоговых органов в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, они фактически через правоприменительную деятельность налоговых органов оказывают общерегулирующее воздействие на налоговые правоотношения, которые выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) п. 1 ст. 92 НК РФ во взаимосвязи с его ст. 31 и 82 и влекут изменение правового регулирования. (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.11.2019 по делу № А69-3241/2018, ООО «Алгоритм») [свернуть] |
![]() |
![]() |
Опции темы | Поиск в этой теме |
Опции просмотра | |
|
|