Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
|
![]() |
#1 |
Модератор
Регистрация: 09.02.2007
Адрес: Москва
Сообщений: 20,087
Спасибо: 239
|
![]()
Налогоплательщик в проигрыше
Условия и порядок выплаты компенсаций работникам за использование личных автомобилей в служебных целях установлены Письмом Минфина России от 21.07.1992 N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок". Несмотря на то что данное Письмо было выпущено почти 20 лет назад (до принятия и вступления в силу Налогового кодекса), чиновники, а также некоторые арбитры используют его в работе, обосновывая свою позицию в отношении выплаты компенсации, а также порядка признания ее в расходах в целях налогообложения прибыли. Поясним. Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N 414 (приведенным в названном Письме) <1> были установлены максимальные размеры выплат, в пределах которых предприятия и организации имели право включать в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на компенсацию своим работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок. Нормы были установлены в отношении отечественных автомобилей, а именно: ЗАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, ГАЗ, УАЗ. Причем размер компенсации зависел от того, к какому классу по своим техническим параметрам относился автомобиль (выделялось четыре группы: минимальный размер компенсации предусматривался для автомобилей ЗАЗ (427 руб.), максимальный - для автомобилей ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121 (730 руб.)). Условия выплаты компенсации работникам, установленные Минфином, приведем ниже. -------------------------------- <1> Приказом Минфина России от 04.02.2000 N 16н в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.05.1993 N 487 изменены размеры компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок. 1. Выплата компенсаций производится в тех случаях, когда работа сотрудника по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с его должностными обязанностями. 2. Компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля иностранных марок выплачивается в зависимости от того, к какому классу автомобиля по своим техническим параметрам может быть приравнен этот автомобиль. 3. Основанием для выплаты компенсации работникам является приказ руководителя предприятия, в котором предусматриваются размеры этой компенсации (определяются в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок). В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт). 4. Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию предприятия копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Работнику, использующему личный легковой автомобиль для служебных поездок по доверенности собственника автомобиля, компенсация выплачивается в том же порядке. 5. Компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней. 6. За время нахождения работника в отпуске, командировке, невыхода его на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается. Пункт 3 данного документа <2> выделен жирным шрифтом не случайно. Финансисты и налоговики полагают, что данная формулировка приемлема в отношении нормирования расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, то есть при расчете налога в сумме компенсации учтены все затраты владельца ТС (Письма Минфина России от 15.09.2005 N 03-03-04/2/63, УФНС по г. Москве от 18.09.2007 N 18-11/3/088756@). -------------------------------- <2> Письмо Минфина России от 21.07.1992 N 57 зарегистрировано в Минюсте России 22.07.1992 N 13. Арбитры также с ними солидарны. В качестве примера приведем Постановление ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9153/08-С3. Суть спора налогового органа с налогоплательщиком заключалась в следующем: согласно договорам, заключенным с работниками, предприятие оплачивало им 1200 (1500) руб. ежемесячно в качестве компенсации за использование в служебных целях личных легковых автомобилей, а также стоимость ГСМ не более 10 л в сутки при предоставлении путевых листов. По мнению налогового органа, расходы в виде оплаченной стоимости ГСМ сверх норм, установленных Правительством РФ, не должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону налогоплательщика. Судами было отмечено: согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, включаемым в состав расходов, связанных с производством и реализацией, относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива. В связи с этим отнесение предприятием затрат на бензин к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, признано правомерным (Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2008 N А07-1341/08, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2008 N А07-1341/08). Налоговый орган, однако, не согласился с таким мнением и обратился с жалобой в следующую инстанцию. Судом кассационной инстанции решение суда первой инстанции и Постановление суда апелляционной инстанции отменены. При этом суд кассационной инстанции исходил из того, что в данном случае предприятие не несет расходы на приобретение топлива, а компенсирует расходы работника за использование личного автомобиля, в том числе затраты на горюче-смазочные материалы (со ссылкой на Письмо Минфина России от 21.07.1992 N 57). К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством РФ (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы сверх установленных норм в целях налогообложения не учитываются (п. 38 ст. 270 НК РФ). Таким образом, затраты предприятия на ГСМ для эксплуатации используемых в служебных целях личных легковых автомобилей дополнительно к установленным нормам компенсации неправомерно учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. С арбитражным судом согласилась коллегия ВАС, Определением от 29.01.2009 N ВАС-495/09 отказав в пересмотре принятого решения. Если транспортную организацию не устраивает такое положение дел (признавать расходы в целях налогообложения прибыли только в сумме 1200 (1500) руб., в то время как расходы по содержанию автомобиля (включая ГСМ, стоимость запчастей и др.) превышают размер установленной компенсации), она вправе заключить с работником договор аренды. Финансовые органы не раз указывали организациям именно на такой способ учета затрат как на выход из ситуации. Примечание. Затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с работником фирмы, в том числе затраты в виде стоимости израсходованных горюче-смазочных материалов, затраты на техническое обслуживание, а также затраты на ремонт автомобиля, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что арендованный автомобиль используется организацией-арендатором в деятельности, связанной с получением доходов, а произведенные расходы соответствуют критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ. <3>. -------------------------------- <3> Письмо Минфина России от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649. Добавим, что арендные платежи за арендуемое имущество учитываются в составе прочих расходов (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 26.05.2009 N 03-03-07/13, от 15.10.2008 N 03-03-07/24, от 24.04.2008 N 03-03-06/1/293. Для справки. В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом транспортное средство может быть арендовано с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и без предоставления данных услуг (без экипажа). Размер арендных платежей и порядок их перечисления определяются договором, заключенным в порядке, установле
__________________
Любите злых, в них меньше фальши, чем в лицемерных добряках. |
![]() |
![]() |
![]() |
Опции темы | Поиск в этой теме |
Опции просмотра | |
|
|