Главбух - форум бухгалтеров, бухгалтерский форум про налоговый учет ОСНО, УСНО, ЕНВД, форум 1С. |
|
![]() |
#1 |
Alter ego
Регистрация: 30.11.2009
Адрес: г.Москва
Сообщений: 55,921
Спасибо: 4,257
|
![]()
............
Развернуть для просмотраСогласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, далее - Положение по бухучету) организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. При этом сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Таким образом, резерв по сомнительным долгам создается только при наличии сомнительной задолженности. Соответственно, если таковой на начало года не было, а она выявилась, к примеру, по результатам инвентаризации по итогам полугодия, то и резерв формируется посреди года. Спасибо! То есть если имеется не погашенная в срок задолженность, то компания обязана ее резервировать? Это не совсем так. В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 г., которые приведены в Письме Минфина России от 27 января 2012 г. N 07-02-18/01, чиновники обратили внимание на то, что согласно ПБУ 1/2008 необходимо соблюдать требование осмотрительности. Таковое, в частности, гласит, что нельзя допускать создания скрытых резервов. Поэтому образовывать резервы по сомнительным долгам можно только в том случае, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Если же на отчетную дату у организации есть уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, то создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов. Иными словами, факт просрочки исполнения обязательства сам по себе не может служить безусловным основанием для признания долга сомнительным. Если существует уверенность в том, что просроченный долг будет погашен в полной сумме, то никаких оснований для признания его сомнительным нет. Данное обстоятельство необходимо принимать во внимание в том случае, если компании с той или иной целью необходим "красивый" баланс. Добрый день! Поясните, пожалуйста, нужно ли создание резерва предусматривать в учетной политике организации для целей бухучета? В бухучете создание резерва по сомнительным долгам - обязанность, а не право организации. Соответственно, резерв по сомнительным долгам в бухучете не является элементом учетной политики организации. Но здесь есть один очень важный нюанс. Дело в том, что бухгалтерское законодательство дает только общие правила создания сомнительного резерва. То есть конкретного порядка расчета его суммы оно не устанавливает. Пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н) закреплено лишь, что величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. То есть конкретной методики бухгалтерское законодательство не дает. А потому в силу положений п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, при формировании учетной политики организации ее определяют самостоятельно (исходя из собственных суждений) и фиксируют выбранный способ (методику расчета сомнительных отчислений) в своей бухгалтерской учетной политике. И вариантов здесь может быть несколько. Скажите, а можно ли остановить свой выбор на "налоговом" порядке? То есть формировать резерв по сомнительным долгам в бухучете по тем же правилам, что и в налоговом учете? Конечно. И, собственно говоря, это будет отвечать требованию рациональности учета. Ведь тем самым можно по максимуму сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Напомним, что налоговый порядок установлен ст. 266 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой сомнительный резерв формируется: - на всю сумму задолженности, если просрочка в ее погашении превышает 90 календарных дней; - на 50 процентов от суммы задолженности, если просрочка в ее погашении составляет от 45 до 90 календарных дней включительно. Задолженность, которая просрочена менее чем на 45 дней, сумму резерва не увеличивает. Стоит обратить внимание еще на один момент. В налоговом учете сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам в любом случае не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса. Такого ограничения бухгалтерское законодательство не устанавливает. Плюс ко всему понятие "сомнительная задолженность" в бухгалтерском и налоговом понимании различается. Так, согласно п. 1 ст. 266 Кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. То есть по налоговым правилам вне связи с реализацией сомнительный долг для целей налогообложения прибыли не может возникнуть в принципе. В то же время согласно Положению по бухучету (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н) сомнительной считается "дебиторка", которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. [свернуть]
__________________
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|